31 декабря 2018 года в шесть утра в жилой десятиэтажке Магнитогорска прогремел взрыв, в результате которого погибли 39 человек. Следственные органы квалифицировали происшествие как взрыв газа (существуют мнения о том, что причиной аварии стал теракт, но мы будем придерживаться официальной версии). Спустя две недели, 14 января, в городе Шахты в результате утечки бытового газа при взрыве в жилом доме погибли пять человек. Всего за 2018 год в России произошло порядка трех десятков крупных аварий, связанных со взрывами газа, примерно столько же — в 2017 году. В подобных происшествиях за два года погибли почти 80 человек, еще порядка двухсот пострадали.
Среди причин этих аварий как правило выделяют две основные — разрушение системы газового надзора, которая планомерно деградирует с начала 1990-х годов, а также человеческий фактор.
Надзор
Во времена СССР за состояние газовых коммуникаций отвечали газораспределительные организации. В 90-е годы эти коммуникации передали в ведение муниципалитетов, которым в стартующей практически с нуля стране было несколько не до этого, а в ситуации повсеместных затяжных экономических кризисов — модернизировать газовое хозяйство было попросту не на что.
В конечном итоге ответственность за состояние газового оборудования в квартирах повисла на жильцах: за внутридомовые сети отвечает управляющая организация, а за то, что происходит в вашей квартире, — непосредственно вы. Коротко говоря, на смену централизованной системе контроля, разрушившейся вместе с Советским Союзом, не пришло практически ничего. Государство будто понадеялось на сознательность граждан.
Население этих надежд не оправдывает. Никакая приватизация не привила гражданам чувство собственника: почти каждый в разговоре о любой проблеме готов перечислять службы, управления и организации, ответственные за тот или иной фронт работ. О личной причастности вспоминают редко. Для подтверждения этого достаточно посмотреть жалобы различных региональных подразделений «Газпром-газорапределения»: до 50 процентов жильцов не открывают дверь специалистам газовой службы для проверки оборудования в квартире. Впрочем, к этому еще вернемся позже.
По мнению экспертов, комментирующих регулярные аварии с газом в жилых домах, необходимо восстановить государственную службу газового надзора. Такая служба могла бы решить сразу три фундаментальные проблемы.
Во-первых, систематизировать состояние коммуникаций в жилом фонде, весьма ощутимая часть которых находится в аварийном состоянии, однако газ туда продолжает подаваться на всеобщий страх и риск. В некоторых регионах объемы такого аварийного жилого фонда доходят до десяти процентов от общей массы.
Во-вторых, зачастую люди отказываются впускать к себе газовщиков отнюдь не из нелюбви к непрошенным гостям. Часто это оказываются квартиры с незаконной перепланировкой или самовольно подключенным газовым оборудованием. И то, и второе — потенциальная опасность для всего дома. Примечательно, что появление дополнительного газового оборудования в квартирах спровоцировало само же государство. С одной стороны, цены за отопление задраны до сумм, мало совместимых с возможностями многих россиян, как минимум 15% которых, как мы помним, живут за чертой бедности. С другой стороны, Верховный суд разрешил собственникам жилья отключаться от систем центрального отопления и отапливать квартиру автономно. Например, с помощью газового оборудования. Это колоссальная экономия, но и колоссальные риски.
В-третьих, на рынке услуг по обслуживанию газового оборудования расцвело целое поколение серых фирм. Лжегазовщики в униформе стучатся в дверь якобы для проверки оборудования, сразу находят неисправность и предлагают устранить ее на месте. За наличку продают и тут же монтируют какие-нибудь вентили или шланги. В итоге, в лучшем случае жильцы заплатят за что-нибудь абсолютно бесполезное несколько тысяч рублей. В худшем — мошенники могут повредить оборудование.
Без централизованной службы газового надзора в попытках решить проблему страна долгие годы топчется на месте, а сами жители зачастую оказываются бессильны. Если состояние собственного газового оборудования мы можем проверить хотя бы дедовским методом (нанести мыльный раствор на соединения шлангов — воздушные пузырьки появляться не должны), то проблемы с соседскими плитами можно только унюхать.
Человеческий фактор
Здесь все тоже очень непросто. Речь даже не о тех экстремальных случаях, когда отчаянные жильцы сознательно открывают газ. Хотя и такие случаи (а их пугающе много), тоже вызывают вопросы. Например, взрыв жилого дома в Ижевске в ноябре 2017 года, унесший семь жизней, включая две детские. Как выяснило следствие, 27-летний юноша, впоследствии госпитализированный с диагнозом параноидная шизофрения, и до этого уже дважды открывал газ в 2013 и 2016 годах, рискуя жизнями соседей. В условиях практически утраченных россиянами представлений о добрососедстве, когда с соседями не здороваются, не знакомятся и не присматривают за их поведением хотя бы минимально поверхностно — трудно вообразить, сколько еще людей живет рядом с больными и опасными гражданами, надеясь, что все обойдется. Впрочем, зачастую шизофреники настолько тихо себя ведут, что ничего заподозрить и не получится.
Другое дело, всё те же граждане, которые не допускают службы проверить газовое оборудование в квартире. Законодательно установлены штрафы за подобное поведение, но системным решением проблемы это очень сложно назвать. Вот рядовой местный пример из 2018 года.
Жительница поселка Ванино, почти четыре года не пускала газовиков для технического обслуживания оборудования в свою квартиру с плитой с истекшим сроком эксплуатации. Последнее такое обслуживание было произведено в августе 2014 года (а положено не реже раза в год). И только в июле 2018 года АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» добилось в суде возможности в присутствии приставов попасть в квартиру и сделать свою работу.
Сколько таких хозяек за запертыми дверями по стране — лучше себе даже не представлять. Кстати, здесь, возможно, подействовало бы общественное участие. Если бы на доске объявлений, которые есть практически в каждом подъезде, появились списки с номерами квартир, куда газовщикам не удалось попасть, жители могли бы насторожиться и воздействовать на таких хозяев через домовые советы или просто через соседскую беседу с внушением. Однако ресурсоснабжающие организации прибегают к таким методам, только когда дело касается взимания платы (например, списки квартир-должников по оплате электроэнергии — обычное дело в подъездах).
Что пытается предпринять государство
Самое радикальное решение несколько лет назад предлагал Ростехнадзор: запретить вообще использование газа в жилых домах и перевести всю страну на электроплитки. Разумеется, госдума эту идею отклонила. Во-первых, в стране с однобокой газо-нефтяной экономикой мысль об отказе от колоссальных объемов внутренней газовой торговли выглядит предельно маргинальной. К тому же непонятно, сколько десятилетий займет этот процесс: в России сидит на газе две трети жилого фонда. Во-вторых, эксперты заявили, что во многих случаях домовые сети не выдержат нагрузку электроплит. Итог будет в сущности тем же самым: вместо взрывов газа начнет полыхать проводка.
Вслед за этим предложение слегка смягчили: запретить газифицировать новые дома при проектировании и строительстве. Это ограничение сейчас распространяется на новостройки более одиннадцати этажей. Далее дело пока не пошло.
В конце концов, россияне даже под страхом смерти не хотят отказываться от газа. В том же Магнитогорске после трагедии жильцам дома предложили заменить газовые плиты на электрические. Большинству идея не пришлась по душе, и дом остается газифицированным.
В качестве одной из проблем специалисты называют недостаточное одорирование бытового газа. Природный газ не пахнет, поэтому, чтобы его утечку было проще распознавать, в него добавляют одоранты — вещества, придающие газу резкий запах. И вот эксперты утверждают, что российский бытовой газ должен пахнуть сильнее, чтобы утечки становились явными раньше.
Наиболее перспективной сейчас выглядит идея оснастить газифицированные квартиры дополнительным контрольным оборудованием. Изначально предлагалось устанавливать в домах датчики загазованности. Однако в Минстрое решили, что это слишком затратно — на реализацию такого плана потребуется от 137 до 320 миллиардов рублей.
В итоге министерство выступило со встречным предложением: установить системы газового контроля непосредственно на плитах. Такое оборудование в случае утечки сможет оповещать аварийные службы, блокировать подачу газа и включать дополнительную вентиляцию. Предполагается, что цена за такое обновление будет равна примерно десяти процентам от стоимости плиты. Соответствующий законопроект уже внесли в Госдуму в январе этого года. Финансовая нагрузка при его реализации, как ожидается, ляжет на региональные фонды капитального ремонта.
Алексей Ларин