В Хабаровском крае начался приём заявлений на бесплатный проезд с применением социальной транспортной карты, с помощью которой льготные категории граждан смогут оплачивать проезд в общественном транспорте городского и пригородного сообщения. А тем временем министр социальной защиты населения Хабаровского края Светлана Петухова и заместитель председателя правительства края по социальным вопросам Наталия Пудовкина приехали в Комсомольск-на-Амуре, чтобы встретиться с руководителями организаций-перевозчиков и обсудить вопросы внедрения социальной транспортной карты (СТК).
По словам Наталии Пудовкиной, запуская проект социальной транспортной карты, в правительстве края были озадачены тем, чтобы средства, которые идут непосредственно на транспортное обслуживание, попадали именно в эту сферу. При этом льготники, пользуясь социальной картой, таким образом, должны стимулировать развитие транспортных перевозок.
О том, кто именно будет получать СТК и на какую сумму, собравшимся рассказала Светлана Петухова. Она отметила, что федеральным льготникам, которых в Комсомольске более 13 тысяч человек, будет предоставляться карта на сумму 300 рублей в месяц с правом доложить на неё средства из ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), которые они получают по линии Пенсионного фонда. У региональных льготников, которых в городе проживает 61 тысяча человек, есть право выбора: получать ЕДВ по-прежнему в денежной форме в том же размере, который зависит от категории имеющейся льготы, либо оформить социальную транспортную карту, на которую будет ежемесячно начисляться 1000 руб. Это будет особенно выгодно для учащихся из многодетных семей и граждан пожилого возраста, не имеющих льгот, которые сейчас получают 720 руб. на оплату проезда в общественном транспорте. Неизрасходованные средства на следующий месяц переноситься не будут, что как раз и должно стимулировать обладателей карт совершать больше поездок по городу.
Для организаций, осуществляющих транспортные перевозки, переход на СТК выгоден ещё и тем, что средства, лежащие на ней, человек может потратить только на городские и пригородные перевозки, тогда как сейчас, получая денежную компенсацию, льготник сам решает, на какие цели потратить «транспортные» деньги. Действительно, как показал опыт внедрения транспортной карты в Хабаровске, на отдельных маршрутах перевозчики увеличили свою прибыль до 30% за счёт перевоза по ним льготных категорий граждан.
Также Светлана Петухова рассказала о механизме реализации социальной транспортной карты. Организацией внедрения и управления СТК на территории края будет заниматься компания-оператор, которую планируется отобрать на конкурсной основе. Она будет выдавать по спискам из органов соцзащиты карты, на которых будут нанесены фамилия, имя, отчество и год рождения владельца. Оператор будет взаимодействовать с перевозчиками для оснащения транспортных средств специальными считывающими устройствами и в режиме онлайн вести учёт поездок по каждому перевозчику и каждому льготнику. Затем эти данные предоставляются органам соцзащиты, которые с определённой периодичностью возмещают затраты транспортным компаниям за перевезённых людей. Разумеется, за свои услуги оператор будет получать небольшой процент с каждой поездки, но по условиям конкурса победителем станет та компания, которая предложит наименьший размер комиссии.
Казалось бы, в правительстве края разработали грамотный механизм, при котором не только учли, но и улучшили положение граждан, имеющих льготы на бесплатный проезд, а перевозчикам дали эффективный инструмент, который позволит им увеличить свою прибыль. Однако представители транспортных компаний высказали ряд вопросов и опасений, которые могут свести на нет все видимые преимущества от внедрения СТК. В первую очередь они касались технической стороны внедрения. Это и понятно, учитывая, что данная технология ранее не применялась в городе. Впрочем, прозвучали и вполне дельные предложения, которые чиновники «взяли на карандаш» и обещали проработать с будущим оператором.
Кстати, появлением посредника (или, как выразился один из участников встречи, «компании-прокладки») между министерством соцзащиты и получателем льгот транспортники остались недовольны. Понять их можно — с 1 июня у них вдобавок появляется ещё обязанность устанавливать и обслуживать онлайн-кассы. Руководитель одной из транспортных компаний, даже заявил, что внедрение всех этих новшеств приведёт к увеличению расходов и росту цены на проезд до 35 рублей. Однако если учесть неоднократно прозвучавшую на встрече цель внедрения СТК — увеличение пассажиропотока, то логично предположить, что затраты на внедрение считывающих устройств должны окупиться за счёт роста количества перевозок.
Как бы там ни было, прошедшее заседание было полезным для обеих сторон — перевозчики получили ответы на интересовавшие их вопросы, а чиновники — ряд ценных советов, которые должны сделать СТК действительно эффективным инструментом развития пассажирских перевозок в крае, не ущемляя при этом прав граждан на льготный проезд в общественном транспорте. Что из этого в итоге получится, узнаем 1 октября, когда социальная транспортная карта начнёт действовать в Комсомольске.
Дмитрий БОНДАРЕВ