Несколько сочинений учеников школ Комсомольска поступили в редакцию. В них ребята пишут о своих родственниках, которые на фронтах войны отстояли свободу нашей Родины, или демонстрируют свой взгляд на солдатские судьбы, тяготы и лишения фронтовых будней.
Коллектив редакции благодарит школьников за предоставленные сочинения. Поздравляем всех комсомольчан и особенно ветеранов войны и тружеников тыла с Днём Победы. Пусть никогда не повторится то, что довелось пережить нашим отцам и дедам. Желаем всем мирного неба над головой.
Письмо с фронта
Добрый день, мои родные! Простите, что я вам так долго не писал. Письма ваши все получил, за что большое спасибо. Их, мои родные, очень мало. Как хочется почитать в свободную минутку весточки из дома. После ваших писем ещё больше желания бить сильней врага. Спасибо, милые, за такие письма. Я очень радуюсь им, даже не знаю, как передать мою радость, что у вас всё хорошо. Безумно скучаю по вас.
Как хорошо, что вы все — матери, сёстры, братья, родные и близкие — вместе с нами переживаете, болеете за нас. Это залог нашей победы.
Мама, я часто вспоминаю, как мы с тобой ездили к бабушке в деревню, как работали целыми днями на огороде, наслаждаясь потом урожаем, и как ночи напролёт смотрели на звёздное небо.
Конечно, жаль умереть, но в то же время хочется так умереть, чтобы твоя смерть приблизила час победы. Вы, мои родные, будете жить замечательно, будете о нас петь замечательные песни и с гордо поднятой головой говорить, что ваш родной сын, брат, дядя погиб честно в борьбе за Родину, за освобождение.
Мои милые, мои дела хороши. Только давно не получал писем от бабушки. Мамочка, как твоё здоровье?
Пока. Всего хорошего. Крепко целую всех. Пишите больше и чаще.
Ученица гимназии № 9 Арина ГУЛАКОВА
***
Со школьной парты в танк
Моего прадеда звали Сергей Степанович МОРЕВ. Он родился 16 августа 1924 года, проживал в деревне Морево Китнурского района Кировской области. Окончил восьмилетнюю школу и работал в деревне комбайнёром.
После нападения Германии на СССР мой прадедушка в свои неполных 17 лет поступил на курсы подготовки танкистов.
По окончании курсов ушёл на фронт. Воевал в танковых дивизиях под руководством маршала Рокоссовского. В тяжелейшие дни августа 1941 года их войска восстанавливали под Москвой сплошную линию обороны. В этих боях он был ранен. В 1944 году был контужен.
На фронте Сергей Степанович потерял трёх старших братьев. Прошёл всю войну танкистом. Закончил её в Кёнигсберге (ныне Калининград).
Был награждён медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», орденом Красного Знамени и ещё семью другими наградами. Позже награды были переданы в музей Кировской области Китнурского района.
После победы мой прадедушка вернулся в родную деревню, где продолжил жить и работать. В этой же деревне женился на Августе Дмитриевне. И в Морево у них родилось трое детей.
Позже они переехали в город Комсомольск-на-Амуре.
Елизавета ГУСАРОВА
***
Маленькие герои войны
9 Мая — День Победы. День, когда всё изменилось раз и навсегда. Но для меня, маленькой девочки пяти лет, было непонятно, что это за праздник. По телевизору показывали стареньких бабушек и дедушек в форме, танки, оружие. Я не понимала, зачем это.
Помню, как однажды к нам в гости пришли ребята из соседней школы. Они поздравляли, дарили цветы, говорили слова благодарности моей бабушке. Я стояла за дверью как мышка, на цыпочках, еле дыша, подслушивала их разговоры. Бабушка для меня всегда была и останется уверенным, сильным и воинственным человеком. Иной раз я боялась даже слова лишнего произнести при ней, чтобы случайно не обидеть её. Стоя за дверью и подглядывая в маленькую щёлочку, я увидела, что бабушка после стихотворения одного мальчика заплакала. Неужели этот мальчишка её чем-то обидел? Никто не смеет обижать мою бабушку! Я никогда не видела её слёз, и вот теперь после какого-то стихотворения? Нет, это совсем на неё не похоже.
Ой, кажется, они уже собираются уходить. Я, как маленький следопыт, очень быстро и незаметно юркнула к себе в комнату.
Прошло уже часа два после того, как ребята ушли. В доме стояла тишина. Мне было жутко интересно, чем занимается бабушка, но я боялась выйти из комнаты, а вдруг она до сих пор плачет? Собравшись с силами, взяв мою любимую игрушку и набрав в грудь побольше воздуха, я стремительно, уверенным шагом пошла в её комнату, но остановилась перед самой дверью.
Она была чуть-чуть приоткрыта, и я увидела бабушку. Она сидела в своём старом кресле, в очках, а в руках держала какие-то бумаги. Я приоткрыла дверь пошире и зашла в комнату.
— Заходи, дорогая, чего же на пороге стоишь? — с улыбкой на лице спросила она меня.
Молча я зашагала к ней и остановилась возле её кресла.
— Бабушка, скажи, а тот мальчишка тебя чем-то обидел? — не сдержалась я.
— С чего ты это взяла? — с недоумением спросила она.
— Просто я видела, как ты плакала после его стихотворения. ( Ой, кажется, сейчас меня будут ругать за то, что я подглядывала без разрешения.)
— Нет, что ты! Он хороший мальчик и ничего плохого мне не сделал, просто его стихотворение напомнило мне одну историю.
— Расскажи мне, пожалуйста, — попросила я её.
Бабушка отложила все свои бумаги, взяла меня на руки, вздохнула и начала рассказывать:
«Все случилось летом 1942 года. Мне было 19 лет, я жила с мамой и тремя младшими братьями. Нашего папу отправили воевать, и вот уже год мы ничего не слышали о нём. Мы жили в деревне — спокойно, дружно, война до нас ещё не дошла. Все здесь знали друг друга. Каждый вечер мы с друзьями собирались во дворе. Мы разговаривали, смеялись, пели песни. К моей подруге Вале из Москвы приехал двоюродный брат. Родители отправили его жить к нам, пока война не утихнет. Его звали Алексей».
Тут бабушка остановила свой рассказ. Кажется, она задумалась. Интересно, что сейчас происходит в её голове?
«Эх, внучка! — вырвалось у неё. — Влюбилась я в него, как дурочка! Спать спокойно не могла, всё думала о нём, о нас, о нашей послевоенной жизни. Думала я, мечтала я, да всё зря.
Осенью 1942 года призвали его воевать. Деваться было некуда. Война есть война. Перед отъездом я завязала у него на руке красную ленточку, и мы пообещали друг другу, что бы ни случилось, никогда не снимать их.
Прошёл уже месяц с нашей последней встречи. От него нет письма. Он воюет, сражается за Родину. Я тоже хочу людям помогать! Решила я отправиться на фронт медсестрой. Сложная это, страшная работа. Каждый день ты видишь окровавленные тела людей, ведь не каждого удается спасти. Однажды принесли нам раненого солдата, лицо его было всё в крови, одежда изорвана, он был без сознания, а из груди у него торчал большой осколок стекла. Не знала я, что с ним делать. Всем было понятно, что больше трёх дней он не проживёт. Через два дня мне сказали, что он умер. Ещё одна медсестра, Ленка, сказала мне, что у него на запястье нашли такую же ленточку, что и у меня. В этот момент мир для меня рухнул. Я ничего не слышала, ничего не видела. Это был он, мой Алёшка!
Время шло, до конца войны я продолжала работать медсестрой. Спасала жизни людей, лечила их раны. Правда, свою рану мне вылечить так и не удалось».
В комнате, как будто всё замерло. Бабушка сидела и глядела куда-то вдаль. Её глаза были полны слёз и отчаяния. Мы сидели молча минуты три.
«Бабушка, скажи, а где находится эта рана? Покажи мне её», — опросила я.
«Здесь», — ответила мне бабушка, указав пальцем в то место, где бьётся сердце…
Кристина НАЗАРЕНКО
***
И на войне бывает чудо
Мой прадедушка Александр Петрович ВАСИЛЬКОВ во время Великой Отечественной войны был офицером в армии Рокоссовского. К сожалению, о войне мой прадед ничего не рассказывал. Он говорил, что не нужно этого знать.
Умер он за несколько лет до моего рождения, поэтому мне не довелось встретиться с фронтовиком. Осталась лишь небольшая история о чуде, которое произошло в жизни прадедушки.
Во время войны Александр Петрович получил тяжёлое ранение, не подлежащее оперированию. Таких обычно уже оставляли умирать — за время, которое тратили на проведение таких операций, можно было спасти других людей, получивших меньший ущерб. Так поступили и с лейтенантом Васильковым. Казалось бы, судьба уже была предрешена, но хирург военной медицинской части пожалел молодого парня и провёл операцию, хотя не был уверен, выживет ли солдат. А прадедушка выжил.
Окончание войны он встретил в Кёнигсберге. Потом жил в Сибири, позже переселился на Дальний Восток.
Екатерина РЕУНОВА
***
В 17 лет на фронт
Мой прадед, Василий Львович ИГОШИН в 1941 году в возрасте 17 лет был призван для прохождения военной подготовки на курсы воспитанников на должность курсанта.
Призыв был разрешён только совершеннолетним, поэтому он сказал, что ему уже есть 18 лет. Пройдя курсы обучения военному делу, Василий Игошин в должности лейтенанта 4 апреля 1942 года был направлен служить в первый батальон. В августе 1943 года моему прадеду был присвоен чин капитана. И с августа 1943 года по май 1945 года Василий Львович Игошин проходил службу в 1075-м армейском истребительном противотанковом полку, входившем в состав действующей армии.
Мой прадед прошёл Великую Отечественную войну и участвовал в поднятии советского флага в Берлине при его захвате.
Василий Львович также участвовал в освобождении Польши от немецких захватчиков. Пройдя всю войну, он имел осколочные ранения, был награждён медалью «За отвагу», орденом Красной Звезды, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», медалью «За освобождение Праги» и другими.
После войны он создал семью и трудился на заводе имени Гагарина.
К сожалению, все награды были украдены. Умер мой прадед 16.07.1985 года от сердечного приступа.
Виолетта СОБОЛЕВА, учащаяся 11 класса
***
От Кёнигсберга до Харбина
У моей семьи есть очень дорогой нам человек, который был мне прадедушкой. Его звали Леонид Дмитриевич ВЯЗЕВЦЕВ.
Родился он 6 октября 1924 года. Когда фашисты вторглись в СССР, он, как и все молодые люди того времени, захотел пойти на войну, поэтому приписал себе в документах один год, на тот момент ему было только семнадцать лет. Его взяли в Красную Армию и отправили сражаться на Западный фронт.
Сражался мой прадед отважно. Дошёл до Кёнигсберга. В 1944 году в битве получил тяжёлое ранение в ногу. В 1945 году, после госпиталя, был отправлен на Дальний Восток, чтобы воевать с Японией.
После войны с японцами остался в Китае для восстановления железной дороги. После капитуляции Японии приехал на родину и стал жить в Краснодарском крае, на Кубани.
Прожил он до 87 лет и умер, к сожалению, в 2011 году.
Я очень горжусь своим прадедушкой и всеми людьми, которые воевали за свою семью, Родину и друзей и спасли Россию от Гитлера и фашистских захватчиков.
Роман ШИПУЛИН