«БАЙКАЛ» ВЗЛЕТИТ БЕЗ ПИЛОТА

Производство совершенного нового самолёта начнётся в Комсомольске уже в 2024 году. Об этом было заявлено на совещании в администрации Комсомольска 19 ноября.

На совещании представители краевых и городских властей обсудили реализацию в нашем городе двух интересных проектов. Первый из них подразумевает производство на нашей производственной базе легкомоторного самолёта «Байкал», который должен заменить ставший авиационной легендой Ан-2.

Площадка для сборки «Байкала» разместится рядом с производственными цехами, где строятся «Суперджеты». Это будет новое, современное производство. Примет ли участие в реализации этого проекта само авиационное предприятие, пока неизвестно. Исполняющий обязанности министра промышленности Хабаровского края Игорь Фомин напомнил, что у КнААЗ сейчас очень высокая нагрузка по выполнению гособоронзаказа. Напомним, что там сейчас продвигается создание нового истребителя Су-75.

В результате в Комсомольске будет уже не два, а целых три авиационных завода, каждый из которых будет занимать свою производственную нишу: малая авиация, пассажирские лайнеры и истребители 4 и 5 поколения.

Первый «Байкал», по словам и.о. министра, взлетит уже в этом году, однако речь идёт, скорее, об испытаниях самолёта на Уральском заводе гражданской авиации, где он, собственно, и был создан. В 2024 году в Комсомольске начнётся серийная сборка «Байкала» из готовых комплектующих.

— Новое предприятие изначально будет создаваться под полностью цифровое производство с высоким уровнем роботизации, – подчеркнул Игорь Фомин. – Оно сможет дать порядка 250 новых рабочих мест.

Основным инвестором создания новой производственной базы выступают «Байкал-инжиниринг» и Уральский завод гражданской авиации. Подключатся к инвестиционной программе также Минвостокразвития и Корпорация развития Дальнего Востока.

— Самолётом «Байкал» уже заинтересовались дальневосточные авиакомпании, — заметил и.о. министра промышленности. – Более того, его беспилотным вариантом можно перевозить грузы в отдалённые районы края. С «Почтой России» прорабатываются вопросы доставки отправлений на Сахалин и Камчатку. Это позволит реализовать проект, не подвергая риску людей. Территории у нас большие, но не всегда большими самолётами удобно доставлять грузы. А малый самолёт позволяет эти задачи решить.

Второй проект – так называемый «Кибердром». Он создаётся под эгидой Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Это целое молодёжное движение, которое позволит молодым комсомольчанам, начиная со школьников, получить новую специальность – оператор управления беспилотными объектами.

Вы спросите, как эти два проекта могут пересекаться? Очень просто – один из вариантов «Байкала» должен стать именно беспилотным, и в этом случае нужны специалисты для дистанционного управления самолётом.

Если судить по словам и.о. министра, «Кибердром» станет неким элитарным образованием, поскольку он ориентируется в первую очередь на детей коллектива КнААЗ и корпорации «Иркут». Он позволит молодым людям в условиях специального учебного центра получить авиационное образование и соответствующую профессию. Причём обучившиеся там специалисты смогут не просто управлять летательным аппаратом на расстоянии, но и осуществлять кадастрирование территорий, над которыми тот летает. Кроме того, их умения пригодятся в службе обнаружения лесных пожаров.

К работе над проектом «Кибердром» уже подключились региональные министерства образования и транспорта, лесники и пожарные. Уже есть идеи, где будет проходить обучение специалистов новой формации и где разместится тренировочная база для них. В 2022 году начнётся отбор участников для этого проекта, а в июле они уже примут участие в профильных соревнованиях.

Олег ФРОЛОВ

Самолёт «Байкал» как проект родился в 2019 году. Техзадание Минпромторга было весьма противоречивым, поэтому для создания окончательного эскиза были привлечены действующие пилоты, работавшие в условиях российского Севера. С их помощью удалось понять, каким должна стать новая машина. В результате остановились на монопланной схеме, а в качестве силовой установки выбрали турбовинтовой двигатель. Взлётная масса составила менее 5 тонн, вместимость до 9 человек. Самолёт оснащён продвинутой системой авионики, которая позволяет пилотировать в условиях плохой погоды при нулевой видимости. «Байкал» сможет взлетать с бетонных, асфальтовых, грунтовых площадок и даже с заболоченных и заснеженных поверхностей.

Яндекс.Метрика