Вот бывает так — подъезжаешь к светофору, а на нём уже мигает зелёный сигнал, и ты думаешь: проскочу или нет? В конце концов делаешь выбор в пользу наиболее рискованного решения, невольно увеличивая скорость, чтобы как можно скорее преодолеть перекрёсток…
В сводках ГИБДД, которые публикует наша газета, часто мелькают сообщения вроде «пешеход попал под машину, но от госпитализации отказался». Как говорится, в рубашке родился. Но практика показывает, что такое везение бывает далеко не всегда. Практику я имею в виду судебную, ибо от ушиба до множественных переломов совсем не много.
Марк Солдатов никогда не имел водительских прав, поскольку в своё время даже не окончил курсов. Но рулить-то хочется. А поскольку он толком нигде не работает (работа «без заключения договора» — не считается), значит, нет денег даже на подержанную иномарку. Зато эта иномарка есть у родной сестры. У неё и права водительские есть, но не рождена она для автомобиля, поэтому даёт ключи от машины брату, то есть Марку. Даёт неохотно — мало того, что у того нет водительского удостоверения, так он ещё и пьёт за рулём и при этом попадается в руки полиции, за что на него составляются административные протоколы. Но как не дать? Родная же кровь.
Вот и в марте этого года Марк, как всегда, взял машину, как он сам говорит, «по крайней необходимости». Крайняя необходимость заключалась в том, чтобы забрать с работы друга Алексея. А поскольку время было ещё детское — 10 часов вечера, решено было как следует скоротать время. Сказано — сделано. Купили по 1,5 литра пива и прямо в салоне машины его и употребили. Одним словом, веселье то ещё. А поскольку оба отключились прямо в машине, даже не попытавшись дойти до тёплой постели, думаю, речь идёт далеко не об указанном объёме спиртного, а о куда больших масштабах попойки.
Так или иначе, а очнулись друзья лишь к 7.45 утра, всё там же — в салоне «Тойоты» во дворе магазина «Амба».
— Мне же на работу к восьми, — вспомнил Алексей. — Меня же шеф уволит, если опоздаю.
До работы путь был неблизкий — шиномонтажка на Магистральном шоссе располагалась в нескольких километрах от места досуга. А пронизывающий весенний ветер не располагал к путешествию пешком.
— Не дрейфь, братан, — успокоил друга Марк. — Домчу так, что глазом моргнуть не успеешь!
Проспект Первостроителей — улица на удивление прямая и широкая. Следуя по ней, Солдатов, уверенный в своих водительских способностях, развил скорость около 100 км/ч. Но на подъезде к перекрёстку с проспектом Ленина зелёный сигнал светофора вдруг начал предательски моргать. «Ничего, проскочу», — подумал Солдатов. «Чёрта с два проскочишь», — подумал гололёд. «Точно не получится», — подтвердили трамвайные рельсы…
Уже потом Солдатов что-то лепетал про подрезавший его таинственный чёрный автомобиль неизвестной марки, из-за чего пришлось маневрировать якобы для ухода от столкновения. Но свидетели не подтвердили этого. Скорее всего, машину на высокой скорости просто занесло на скользкой дороге, к тому же злую шутку сыграла и пересекавшая траекторию движения трамвайная линия. В результате неуправляемый автомобиль понёсся в сторону пешеходов, которые уже начали движение по переходу через проспект Ленина на зелёный сигнал светофора.
Первый и самый мощный удар пришёлся на 12-летнюю девочку, шедшую в школу. Её подбросило в воздух, после чего она упала на асфальт с множественными переломами. Удар был настолько силён, что в машине разбилось ветровое стекло. Второй пострадала женщина, которая шла следом за девочкой. Но ей повезло куда больше — серьёзных травм она не получила и после аварии лишь сидела на дороге, с трудом понимая, что случилось. В ста метрах от неё лежала кричавшая от боли девочка. Всё произошло в течение каких-нибудь нескольких секунд, но они впоследствии растянулись на многие месяцы последствий.
Собравшиеся очевидцы вызвали «скорую помощ» и полицию, а заодно не позволили скрыться виновникам ДТП. Растерянные Солдатов и его друг Алексей стояли в толпе, поражая всех идущим от них невыносимым запахом алкоголя.
На суде Солдатов согласился с обвинением, а также поддержал ходатайство о постановлении приговора в особом порядке, то есть без рассмотрения доказательств. В результате ему было назначено наказание в виде полутора лет колонии-поселения с запретом управления транспортными средствами на два года.
Поскольку пострадавшая девочка перенесла множество операций и до сих пор передвигается на костылях, её родители предъявили иск к виновнику ДТП на 800 тысяч рублей, и суд его поддержал.
(Имена и фамилии участников уголовного дела изменены.)
Материалы по уголовному делу предоставлены помощником прокурора Софьей КАМАЛЕТДИНОВОЙ.