Надежда СЕМЁНОВА: «Деньги – это увеличительное стекло»

Тема финансовой грамотности в наше время не просто актуальна, она  жизненно необходима. Многие взрослые люди вынуждены справляться с ситуациями, кризисными для своего бюджета. И насколько им было бы легче, если бы о правильном распоряжении деньгами объясняли ещё с детства…

Надежда Семёнова – педагог по финансовой грамотности, проходила обучение в проекте Минфина РФ, работала в центре оказания услуг «Мой бизнес». Сейчас проводит курсы и тренинги в КПК «Финансист», работает со взрослым населением и подростками, в том числе как сертифицированный игропрактик.

Точка «А», точка «Б» и точка «Ж»

– Есть очень хорошее определение финансовой грамотности, – говорит Надежда Семёнова. – Это набор знаний и навыков, благодаря которым человек способен принимать разумные финансовые решения. «Набор знаний» – значит, этому можно научиться; «набор навыков» – будет здорово, если ты не просто что-то узнал, но и применил это в жизни, получил практический опыт. Нигде не сказано, что человек сразу должен быть или стать богатым. Ты становишься финансово грамотным, если в любой ситуации принимаешь разумные решения. А ситуации бывают разные. Бывает, когда всё плохо. Вот есть точка «А», есть точка «Б», а я говорю, что есть ещё точка «Ж». А бывают ситуации, когда человек выиграл в лотерею, и кажется, всё прекрасно, но мы знаем много примеров, когда люди поступали неразумно с большими деньгами как раз из-за того, что не владели принципами финансовой грамотности.

А есть ситуация, когда в жизни ничего особенного не происходит. Но и в размеренной жизни тоже нужно принимать разумные решения, потому что как раз в такие моменты можно начинать копить, сохранять, оттачивать своё мастерство отношений с деньгами. Потому что люди задумываются о своей финансовой грамотности, а точнее — об её отсутствии в их жизни, как раз тогда, когда наступает точка «Ж» и когда копить и откладывать гораздо сложнее, чем когда всё хорошо и стабильно.

Если говорить про взрослых участников курса «Люди и деньги» (уже обучено 12 групп, то есть более 100 комсомольчан), то есть интересные закономерности. Как правило, когда у человека денег не очень много, он умудряется балансировать и жить на эти деньги. А у людей, у кого хорошая стабильная зарплата, как правило, есть кредитные карты, которыми они усиленно пользуются, хотя им это неприятно. Люди приходят на курсы по финансовой грамотности с запросом избавиться от кредитов. Очень часто приходят с желанием инвестировать. Есть люди, которые уже читали какие-то книги, проходили семинары, и они хотят ещё раз послушать другие точки зрения, ещё раз провзаимодействовать с живой группой, закрепить знания. Это суперкруто. Они самые благодарные слушатели. В любом случае к нам приходят те, кто хочет изменений в жизни к лучшему.

Читать, играть, осознавать

– Есть настольные игры на тему денег. Они полезные, осознанные, не только развлекательные. Они придуманы для того, чтобы человек что-то понял про свою жизнь. Классика – игра «Денежный поток», которую создал Роберт Кийосаки. Он автор книги «Бедный папа, богатый папа», с прочтения которой начинают свой интерес к финансовой грамотности практически все. Есть ещё «Пёс по имени Мани» (автор Бодо Шефер), это подростковая книга. Но когда её читает взрослый человек, читает как историю о девочке и её собаке, у него замолкает критическое мышление, и все те же самые советы, которые даются в классической финансовой литературе, он воспринимает легко, с каким-то подсознательным одобрением. И есть ещё одна полезная книга, «Самый богатый человек в Вавилоне» Джоржа Самюэля Клейсона. Она про истории людей, жителей Древнего Вавилона, рабов, которые хотели бы выкупить себя из рабства. Эти три художественных произведения – лёгкий вход в желание заниматься финансовой грамотностью. Всем рекомендую.

Взрослым

В игру «Денежный поток» люди сначала играют так, как они живут в реальной жизни. Они бросаются гасить кредиты, даже не просчитав процентную ставку, просто потому, что ничего не знают про другие финансовые инструменты. Вот есть кредит, и по-хорошему его нужно погасить. А то, что кредит может быть тем финансовым рычагом, который можно использовать для инвестиций, они не задумывались например. Кто-то копит деньги, растит кэш, хотя цель игры – создавать пассивный доход. Кто-то боится что-то покупать, потом преодолевает себя и покупает две акции – просто начать и попробовать. Кто-то проживает увольнение в игре. И очень здорово наблюдать, как человек на это реагирует. Может, он всю жизнь боялся этого увольнения, а в игре понимает, что это всего лишь необходимость отдать свой месячный расход. Дохода нет, а расходы остаются. И когда у тебя накоплена так называемая «подушка безопасности», то ты можешь посмотреть, как на это реагируешь. Как реагирует твоё тело на получение больших денег. Я видела много раз, как человека начинает «колбасить», у него начинают дрожать руки. Это говорит о том, что человек не готов к большим деньгам, в своей жизни с ними не взаимодействовал, и, скорее всего, он от себя их отодвигает в реальной жизни. А дальше люди понимают, что можно по-другому, пробуют новые стратегии, раскачивают себя, это очень интересно наблюдать.

 И детям

– Есть даже мультфильмы по финансовой грамотности: «Богатый бобрёнок», специальные серии про «Смешариков». Да то же «Простоквашино» со словами кота Матроскина. Детей нужно учить, почему мы сейчас в магазине покупаем вот это, а не вот это. Можно начать отслеживать свою речь, какими избитыми фразами мы говорим. Например: «Ну, ты же знаешь, у нас денег нет». Или: «Я что, миллионер?» Для ребёнка сразу слово «миллионер» окрашивается в негатив. Проследить, о чём чаще всего говорят родители: о том, что все плохие (правительство, ситуация, коронавирус), или «а что мы можем сделать в этой ситуации». Допускают ли детей к планированию? Знают ли дети, что карточка – не что-то, на чём деньги есть всегда, а нужно что-то сделать, чтобы они там появились. Видят ли дети, что родители ведут бюджет, что они планируют. Есть ли дома копилка? Для маленького ребёнка будет здорово, если она будет стеклянная. Платят ли детям за работу по дому? Потому что ребёнок должен понимать, что он живёт в семье и должен вносить посильный вклад сам, что он может и должен что-то делать, а не платить ему за это. Я сталкивалась с историей мамы, которая просила позаниматься с её дочкой, потому что та не знает цену деньгам. Я спросила, а как обычно ваш ребёнок проводит время, и мне ответили, что ей дают определённую сумму денег и та идёт в торговый центр. Мол, а чем ещё заниматься ребёнку на выходных?

Детям нужно разрешить совершать ошибки. Родители хотят, чтобы мы научили детей не тратить деньги, мол, я ему даю 100 рублей в неделю, а он бездумно тратит их на конфеты. Но ребёнок должен дойти до некоторых вещей сам. Пусть вначале он тратит эти деньги бездумно. Тут самое главное — обозначить, сколько денег у него будет в неделю. Если ты хочешь их спустить в первый день – хорошо, это твой выбор, но когда в конце недели ты попросишь у меня на кино с друзьями, я скажу тебе: «Планируй свой бюджет». У меня на курсах есть дети, которым родители всё покупают, не давая при этом ему денег, таким образом его оберегая. И когда у ребёнка появляется первая стипендия или первый заработок, а он не делал ошибок на жвачках и мороженом, объём разочарования будет больше. Пусть лучше ребёнок натренируется с карманными деньгами.

Деньги подсвечивают

– В фильме «Семейный бюджет» были сказаны интересные слова: «Сами по себе деньги – не плохие, они только подсвечивают ситуацию и вскрывают проблему». Я тоже всегда говорю, что деньги – это увеличительное стекло. Если человек благотворил и до этого, то с приходом в его жизнь больших денег просто изменится масштаб благотворительности. Если человек был щедрым по отношению к своей семье и когда у него было ограниченное количество денег, уделял ей время, свою энергию, то теперь он сможет покупать ещё и подарки. А если человек был мелочным, жадным, то он будет ещё более мелочным с приходом больших сумм. Ему будет казаться, что все хотят его обокрасть, нажиться на нём. Деньгами просто подчёркиваются те черты характера, которые уже были. Иногда люди говорят: «Будут деньги – начну инвестировать». А вы сейчас инвестируете? Если нет, то, скорее всего, и не будете это делать. Если вы думаете, что появятся деньги и вы будете откладывать, – а откладываете ли вы сейчас? Хотя бы 100 рублей, чтобы развивать эту привычку. Нет? Скорее всего, и не будете откладывать. Просто станете тратить больше. А для чего? Это действительно приносит вам большое удовольствие или вы просто не знаете других удовольствий и закрываете эту потребность вещами, чем-то материальным? У нас даже на курсе есть такое задание: я прошу взрослых людей назвать бесплатное удовольствие. И некоторые зависают. А ведь можно обнять ребёнка, погладить собаку, погулять, посмотреть фильм, полежать в ванной.

И помимо финансовой грамотности, есть ещё психологические установки человека, их тоже необходимо отследить, посмотреть. Нет ли у меня каких-то блоков, каких-то ограничивающих убеждений? Постарайтесь увидеть в деньгах партнёра. Иногда люди не доверяют деньгам. А доверяете ли вы людям? Когда вы вступаете в контакт с человеком, то рассчитываете, что у вас будет плодотворное сотрудничество? Или что вас обманут? Представьте, что деньги – это партнёр, с которым вы начинаете какой-то проект. Почему вы ждёте, что они уйдут или обманут? Если вы со всей душой, честно, грамотно, просчитанно подошли к делу, почему деньги должны вас подвести?

Люди наделяют деньги какими-то характеристиками, которыми не надо их наделять. Отнеситесь к этому как к универсальному средству расчёта и платежей. Это будет лучше, чем вы скажете, что деньги – это энергия, поток, превознесёте их, а когда пойдёт что-то не так – разочаруетесь. Начните с честного отношения с деньгами как с инструментом для своей комфортной счастливой жизни в материальном мире.

Записала Ульяна БОРОВИНСКАЯ

Яндекс.Метрика