Кофейные отходы – в доходы

Представьте, что вы заходите в кофейню (благо подобных заведений сегодня в нашем городе предостаточно), заказываете ароматный кофе и наслаждаетесь его вкусом. А вы когда-нибудь задумывались над тем, что происходит с отходами, остающимися после приготовления этого изысканного напитка?

Поиски ответа на этот вопрос привели комсомольчанина Ивана Петренко к разработке уникального материала, имеющего большой потенциал применения и способствующий к тому же решению экологических проблем.

Иван ПЕТРЕНКО

– Как-то я решил выпить кофе в одной из уютных кофеен города, – говорит молодой изобретатель. – Наблюдая за созданием чудесного напитка, я задался вопросом, что же делают с остатками кофейного жмыха после приготовления? Оказалось, ничего, просто выбрасывают. Тогда я и начал бороздить просторы Интернета, интересуясь вопросами применения кофейных остатков. Узнал, что их используют как скраб для лица, как удобрение для растений, даже паллеты изготавливают. У меня же родилась идея, которая, казалось бы, лежала на поверхности, – производить стаканчики для кофе, ведь это так здорово – пить кофе из стаканчика, сделанного из остатков производства этого самого кофе. Этим самым мы поддерживаем движение к экономике замкнутого цикла, когда отходы вовлекаются в производство для получения новых товаров.

Только представьте: в России в год население употребляет около 250 тысяч тонн кофе, после чего остаётся и выбрасывается около 170 тысяч тонн кофейного жмыха. А сколько выбрасывается кофейных стаканчиков, которые не годятся во вторичную переработку (поскольку имеют водоотталкивающую пропитку), не поддаётся никаким подсчётам. Иван Петренко со своей командой решил изменить эту ситуацию и начать производить многоразовую посуду и элементы декора из использованной кофейной гущи.

К сожалению, эта идея оказалась не нова – в мире уже есть несколько компаний, которые занимаются подобным. Однако, более подробно изучив конкурентов, Иван нашёл их недостатки и решил создать свой собственный материал.

– Нам часто задают вопрос: что в вашем проекте уникального, если есть и другие компании, занимающие подобным? – говорит он. – Инновационность заключается в новом способе получения полимера из кофейного жмыха, в научных кругах называемого полилактидом (биоразлагаемый пластичный полиэфир). Именно он является связующим звеном и основным биополимером в нашем материале. Наши кружки будут состоять на 60% из кофейного жмыха, туда мы добавляем растительные соединительные вещества, такие как древесные волокна бука, хвойные опилки, целлюлоза, другие биополимеры – это всё полностью биоразлагаемые вещества. При этом изделия, производимые из нашего материала, будут иметь срок службы от 1 до 3 лет, то есть сопоставимые с некоторыми пластиковыми предметами, но не будут причинять никакого вреда окружающей среде. К тому же он хорошо держит тепло, а значит, отлично подойдёт для изготовления термостаканов.

Разумеется, в одиночку реализовать такой проект было бы весьма проблематично, тем более что многих компетенций у Ивана нет. Выручил бизнес-инкубатор, где он работает и общается со студентами и преподавателями технического университета. В этой среде нашёл себе членов команды —  доктор химических наук Ольга Шакирова и кандидат химических наук Александр Проценко консультируют и выполняют научную работу, студент электротехнического факультета Марк Финогеев стал руководителем группы разработчиков, а студентка факультета дизайна и архитектуры Анастасия Булатова занимается внешним видом будущих изделий.

После серии экспериментов команде удалось разработать состав и сделать так называемый «минимально жизнеспособный продукт». Выглядит он не очень презентабельно и больше напоминает продукт переработки кишечника, но тем не менее это важный шаг на пути к производству полноценного продукта. В настоящий момент дорабатывается дизайн стакана, изготавливается его натуральная 3D-модель, после чего команда приступит к производству полноценного продукта уже из кофейного биополимера.

– На какие средства существует проект? – интересуюсь я у Ивана.

– Пока на мои собственные, а также на те, что нам удаётся выиграть в ходе участия в различных конкурсах и грантовых программах. Например, в начале ноября в Хабаровске проходил финал конкурса среди молодых изобретателей «Умник», где мы выступили, я считаю, достойно. Победителям в нем выделяется грант до 500 тысяч рублей, но, выиграли мы или нет, узнаем только в следующем году. Зато удалось одержать победу в региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучший социальный проект года» в номинации «Экология» и получить 40 тысяч рублей. На эти деньги сейчас дорабатываем дизайн и ждём приглашения в Москву на финал.

Также коллектив подал заявку на конкурс «ПРЕАКТУМ» («ПРЕдпринимательская АКТивация УМа») и прошёл в полуфинал, который состоялся во Владивостоке. На все эти поездки тоже нужны средства, и университет взял на себя эти расходы благодаря Марку Финогенову — студенту КнАГУ.

– А спрос на вашу продукцию вы уже просчитывали?

– Мы даже заключили договор о намерениях. Если наша продукция будет соответствовать заданным характеристикам, основатель одной городской сети кофеен готов заказать у нас первую партию из 200 штук.

Нацелились ребята на сотрудничество и с международной компанией «Starbucks», которая всячески поддерживает различные проекты, направленные на охрану окружающей среды. Помимо продаж различным кофейням, конечно, кофейные чашки смогут приобрести и обычные покупатели. Учитывая, что сейчас по всему миру идёт тренд на «эко», коллектив новаторов уверен: у его продукции большое будущее.

Яндекс.Метрика