Как сохранить леса Амута?

Тему рубок леса в окрестностях озера Амут мы уже озвучивали. Как известно, после поднятой общественностью шумихи губернатором была создана межправительственная комиссия, которая признала рубки законными и обоснованными.

А судьи кто?

Не согласившись с выводами губернаторской комиссии, группа независимых специалистов совместно с начальником отдела экологического просвещения Комсомольского заповедника Екатериной Кондратьевой провела собственное расследование и поделилась с нами его результатами.

– Проверка, назначенная губернатором, была проведена «ведомственными» экспертами без привлечения независимых экспертов и наблюдателей, то есть фактически проверяющие проверили сами себя и, естественно, не нашли никаких нарушений, – поясняет Екатерина. – Уже вырубленный лес эксперты признали полностью больным, очень «пожароопасным» и «падающим» на головы детей – посетителей базы отдыха. Хотя вырублен сырорастущий лес на удалении более 1 км от базы отдыха, а основные очаги сухостоя вокруг самой базы оставлены без рубок ухода. Не заметили они и 1,2 км лесовозной дороги по водоохранной зоне правого притока р. Амут. По этим причинам специалистами, имеющими большой опыт работы в лесной отрасли, было проведено независимое обследование площади «санитарных рубок» на самом удалённом участке.

На контрольной площадке 0,5 га независимые эксперты сделали фотографии всех видимых из-под снега спилов деревьев с определением состояния древесины, их координат и диаметра.

В результате обнаружилось, что выпиливался в основном сырорастущий деловой лес – 85% обследованных пней имеют диаметр до 70 см и более, сырорастущего леса с признаками корневой гнили – 13%, сухостоя всего 2%!!! Осмотр прилегающей площади деляны «санитарных рубок» показал, что значительная часть небольших очагов усыхания леса не выпилена либо сухостой распилен и брошен на деляне. Такое захламление деляны порубочными остатками и оставленным сухостоем значительно увеличило опасность возгорания. Помнится, как раз высокая вероятность возникновения пожара была одной из причин разрешения рубок. В итоге деятельность лесорубов привела к тому, что эта вероятность только увеличилась.

«Гринпис» на защите Амута

С результатами межведомственной комиссии, а также актами лесопатологического исследования ознакомился Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела «Гринпис». Вот его мнение:

– Вывод правительственной комиссии насчёт того, что санрубки обоснованы, удивления не вызывает – правительственные комиссии обычно именно к таким выводам и приходят, работа у них такая. Но их вряд ли можно считать в полной мере законными и уж точно никак нельзя считать разумными и правильными.

Алексей Ярошенко приводит следующие аргументы:

— Во-первых, эти леса пока относительно дикие. Они сформировались естественным образом тысячи лет назад и до сих пор развивались в основном по законам дикой таёжной природы. Многие насекомые и грибы, справедливо считающиеся в староосвоенных лесах вредителями или возбудителями болезней, здесь являются скорее естественными элементами дикой лесной природы. Их наличие само по себе ещё не говорит о том, что лес болен и его надо немедленно лечить (в смысле – рубить, пока сам не помер). Просто факт их наличия в таких лесах не должен автоматически рассматриваться как повод для санрубки – иначе всю тайгу можно будет просто уничтожить под предлогом заботы о её здоровье.

Во-вторых, на сравнительно недавних космических снимках высокого разрешения, сделанных уже после проведения лесопатологических обследований и доступных в системе Google Earth, видно, что отдельные очаги усыхания на вырубленной к настоящему времени площади были, но охватывали они относительно небольшие участки. Это позволяет предположить, что под предлогом борьбы с очагами вредителей, болезней и усыханием лесов, наблюдавшимся на относительно небольших площадях (гектарах), в рубку были отведены леса с большим запасом на большой площади (десятки гектаров).

В-третьих, во всех указанных актах говорится, что обследование было проведено одним и тем же лесопатологом. Общая площадь, на которой были проведены эти обследования, причём все инструментальным способом, составила 116,7 гектара, и это в горных лесах, на крутых склонах, да ещё и в насаждениях с утраченной устойчивостью, «с большим количеством сухостойной и ветровальной древесины», ходить по которым должно быть особенно трудно. Такое вообще возможно? Теоретически – может: примерно как монета, подброшенная вверх, может упасть не «орлом» или «решкой», а встать на ребро. Но практически тут что-то явно не так. Так что обоснованность назначения этих санитарных рубок вызывает, по меньшей мере, очень серьёзные сомнения.

Проблемы ещё впереди

На данный момент в связи с наступлением зимы рубки прекращены. Но даже если они не возобновятся весной, то проблемы защитных лесов вокруг озера Амут и угрозы ему самому ещё остаются. Если всё будет идти так, так обещают «лесные» чиновники, и весной на вырубленной площади действительно начнётся посадка деревьев, – Амут может пострадать даже сильнее. По словам Алексея Ярошенко, посадка деревьев (искусственное лесовосстановление) требует подготовки почвы. Однако эта процедура на крутых горных склонах при существующих для наших таёжных лесов технологиях неизбежно спровоцирует ещё большую эрозию и смыв ещё большего количества грунта в ручьи и реки. Чтобы этого не происходило, в таких лесах вообще надо стремиться всеми силами избегать сплошных рубок большой площади. А если уж избежать не получается, то в максимальной степени стараться сохранить подрост и ориентироваться на естественное возобновление леса.

По мнению Екатерины Кондратьевой, нынешняя власть в нашем крае должна не замалчивать проблему санитарных рубок на озере Амут (и не только) и не вешать людям «лапшу» на уши об их законности, а действительно найти и наказать инициаторов этих рубок и впредь не допустить их повторения, а также совместно со специалистами, действительно думающими о сохранении леса, разработать максимально щадящие лесосберегающие и лесовосстановительные мероприятия.

– Для оздоровления леса достаточно проведения выборочных рубок ухода, возможно, с привлечением местного населения, путём безвозмездного выделения ему участков усыхания леса для заготовки дров под контролем лесоохраны, — уверена Екатерина. — Это наш лес. Он должен быть живым, а не спиленным. Тем более что под пилой лесорубов исчезают последние островки первозданных лесов.

Но раз территория уже пострадала, а сажать классическим способом здесь нельзя (только если под лопату), то в числе первоочередных мер необходимо закрепить дороги и волоки. Самым же лучшим способом защиты лесов вокруг Амута и самого озера, по словам Екатерины, должно стать создание охраняемой природной территории, такой как природный парк. В таком случае любые рубки здесь были бы полностью запрещены, но при этом появились бы новые возможности для развития экологического и научного туризма в границах, не нарушающих естественный ход природы.

Яндекс.Метрика