По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), средняя стоимость полисов ОСАГО в Хабаровском крае снизилась на 4,7% (с 6 086 до 5 800 рублей за 12 месяцев 2019 года). Тем не менее регион входит в «красную» зону рейтинга регионов РСА (неблагоприятную с точки зрения убыточности, ситуации с судами, аварийности и др). Это может быть связано с активностью недобросовестных автоюристов, которые наносят ущерб деятельности страховых компаний.
На то, что в Хабаровском крае ситуация с ОСАГО остается критичной, повлияло несколько факторов: высокая средняя выплата, большая доля судебных выплат, а также внушительная доля выплат с учетом расходов на ведение дела. По итогам 9 месяцев 2019 года резко возросло отношение судебных расходов к сумме основного требования – с 118% до 175% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Такие показатели могут быть следствием деятельности так называемых «черных» юристов в автостраховании, которые под видом защиты интересов водителей, попавших в ДТП, применяют сомнительные методы взыскания возмещения со страховой компании. При этом сам страхователь получает минимальные деньги, часто не догадываясь, какие на самом деле суммы автоюрист взыскивает по его убытку через суд.
Можно выделить несколько отработанных годами схем, которые используют недобросовестные посредники:
1. «Быстрые деньги», или выкуп права требования у участника ДТП.
Автоюрист появляется рядом с автовладельцем на месте ДТП и предлагает взять все судебные тяжбы на себя, сразу предлагая потерпевшему деньги за поврежденный автомобиль. Правда в том, что предлагаемая сумма гораздо меньше реальной. Впоследствии недобросовестный деятель взыщет гораздо больше в суде, а потерпевший останется не у дел, ведь право требования он уже уступил.
2. «Лжеавария», или инсценировка ДТП.
Для такой схемы работы автоюристов-мошенников нужен новый и дорогой автомобиль. Автоюрист намеренно наносит повреждения и через суд взыскивает со страховой компании не только сумму ущерба, но и утрату товарной стоимости. Затем поврежденные элементы ремонтируются, после чего инсценируется еще одна авария. Проходить такую схему с одним и тем же автомобилем недобросовестные автоюристы могут несколько раз.
3. «Фальсификация», или завышение стоимости нанесенного ущерба.
Автоюрист привлекает к экспертизе «дружественную» компанию, которая насчитывает гораздо большие суммы за повреждения. В ход идут как фотомонтаж и подделка документов, так и нанесение несуществующих ранее царапин и т.п.
Есть надежда, что мошенничество в автоюризме в Хабаровском крае пойдет на спад благодаря дальнейшей реформе по индивидуализации тарифов ОСАГО. Более индивидуализированный подход к тарифам даст возможность страховщикам делать персональные предложения, в том числе снижая тарифы в борьбе за добросовестного клиента. В прошлом году средняя премия уже сократилась для автовладельцев Хабаровского края. А дальнейшая реформа закрепит эту тенденцию.
Реформа станет финансовым стимулом для аккуратной езды, ведь в новой версии законопроекта депутаты ввели новый коэффициент, который накажет водителя за грубые нарушения правил дорожного движения (проезд на запрещающий сигнал светофора, езда по встречной полосе там, где это запрещено, превышение скорости более чем на 60 км/ч). Это должно привести к снижению аварийности на дорогах. Для безаварийных автовладельцев, напротив, страховка станет дешевле, не надо будет больше переплачивать за недисциплинированных водителей.
В результате дальнейшей реформы Хабаровский край и другие регионы из «красной» зоны должны выйти из кризиса и дать каждому страхователю справедливый тариф.
Пресс-служба информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза»