Люди с неограниченными возможностями

Вот уже месяц комсомольчане (да и все россияне) вступили в новую реальность, требующую от них соблюдения карантинных мер, самая главная из которых – самоизоляция. Кому-то это дается неплохо, но большинство всё же с тоской вспоминает дни, когда можно было собираться шумными компаниями и посещать общественные места. Всемирная организация здравоохранения, конечно, всячески нас ободряет и говорит, что «всё проходит, и это пройдёт». Но человеку, как социальному существу, самоизоляция в тягость. Вот здесь-то и важно вспомнить о тех, кто зачастую просто лишён возможности вести сколь-нибудь активную социальную жизнь, будь на дворе коронавирус или нет. Речь об инвалидах, или людях с «ограниченными возможностями здоровья».

В английском языке есть ёмкое выражение, характеризующее таких людей special needs («особые потребности»). Как нам кажется, оно гораздо лучше раскрывает понятие инвалидности: «ограниченные возможности» звучит как-то уж очень обреченно, а вот особые потребности можно и обеспечить. Особенно если общество будет всячески этому способствовать.

Видеть не только глазами

Особая категория инвалидности – по зрению. Слепые и слабовидящие люди особенно нуждаются в поддержке, так как для них зачастую любое передвижение – даже большее испытание, чем для колясочника. В нашем городе функционирует Всероссийское общество слепых, которое осуществляет самую разнообразную деятельность его членов.

— У нас есть несколько клубов по интересам, — рассказывает Антонина Гладышева, участник общества, — к примеру, вокальная студия «Союз». Рукоделием в обществе многие занимаются: и бисером плетут, и макраме изучают. Кстати, участники общества нередко обучают друг друга новым навыкам: если кто-то съездил на курсы реабилитации и освоил что-нибудь интересное, то по приезде делится опытом. У нас есть и тренажёрный зал, где мы занимаемся группами. Для любителей туризма действует клуб «Верные друзья»: зимой команда ездит на лыжах, а летом – сплавляется на рафтах по рекам. В этом году планировался ещё велозабег, но карантин помешал.

С Комсомольским обществом слепых соседствует филиал Хабаровской краевой специализированной библиотеки для слепых. О специальном фонде рассказывает Елена Губанова, заведующая филиалом:

— Наша библиотека существует уже больше сорока лет. За это время в её фонде накопилось около 10 тысяч книг. Книги у нас есть как в аудиоформате (в том числе на кассетах и флэш-накопителях), так и написанные рельефно-точечным шрифтом (известном как шрифт Брайля). Литература представлена разная: от классической до современной. Имеются в библиотеке и тактильные детские книги. Есть отраслевая литература, методическая – для помощи в работе с незрячими. Фонд в основном пополняется из Хабаровска, там многие произведения перекладывают в аудиоформат. Озвучивают в Хабаровске много дальневосточной литературы, с постоянной периодичностью мы получаем в таком формате журнал «Дальний Восток.

Общество слепых старается трудоустроить своих членов: на его территории действует производственное предприятие «Амур», на котором незрячие и слабовидящие люди занимаются производством столярных изделий, различной экоупаковки, а также текстильной продукции (в том числе медицинских масок).

Театральный неформат доступной среды

Культурное просвещение для некоторых людей может быть менее доступным, чем для остальных. Тем более прекрасно, что в Комсомольске-на-Амуре вот уже несколько лет осуществляет деятельность абсолютно эксклюзивный любительский театр «Неформат». Театральная труппа состоит в основном из людей с ограничениями по слуху, а спектакли ведутся на русском жестовом языке.

— Мы начали выступать с 2017 года, — рассказывает руководитель театра Анастасия Руина. — Первым нашим спектаклем стал «От красной крысы до зелёной звезды» по пьесе Слаповского. С тех пор мы поставили несколько спектаклей и успели показать их во многих населённых пунктах нашего края. Нас принимали в Хабаровске, Ванино, Советской Гавани. Очень запомнилась нашим артистам поездка в психоневрологический диспансер посёлка Горин, где выступление прошло с большим успехом. Наши спектакли предназначены не только для глухих, их могут смотреть абсолютно все. Можно не бояться, что вы чего-то не поймёте, потому что наши выступления сопровождают специально обученные чтецы, которые озвучивают жестовый язык.

«Неформат» за период своего существования выиграл уже несколько грантов, а благодаря краевому конкурсу проектов развития «Лифт» у театра есть поддержка правительства. Театр не останавливается на достигнутом и расширяет свои границы: недавно к труппе присоединилась актриса с инвалидностью по зрению, которая с интересом приступила к изучению жестового языка.

Актёры театра уже в этом году представили на сценах Амурска, Хабаровска, посёлков Березового и Солнечного новый спектакль «Весна. Любовь» по произведениям Шукшина, Асадова и Слаповского. Собирались показать и в Комсомольске, но эпидемиологическая обстановка помешала и этому. Впрочем, культурное просвещение участников театральной труппы не ограничивается спектаклями.

— Наши ребята мало читают, поэтому мы стараемся переводить им классические произведения на жестовый язык и показывать, чтобы они были в курсе, — добавляет Анастасия. — Переводим мы и фильмы, ходим в музеи. Кстати, обычные спектакли тоже посещаем и стараемся их переводить. Нас иногда встречают настороженно, думая, что мы будем мешать. Сразу предупреждаем, что только тихонечко помашем руками. Очень важно адаптировать этих ребят к культурной среде, показывать, что тот уровень, который есть у них сейчас, — далеко не предел. Конечно, жестовый язык имеет свои особенности, не все слова охотно поддаются объяснению. Но вот слово «самоизоляция» уже настолько актуально, что наверняка ему придумали свой жест!

Лошади как панацея

О том, что общение с животными имеет терапевтический эффект, знают давно. Одним из эффективных средств лечения практически любого недуга является иппотерапия — комплекс лечебных и реабилитационных методик, которые выполняются верхом на лошади. Конечно, это не единственный метод работы с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Зато он часто помогает там, где другие методы терпят неудачу. Несмотря на доказанную эффективность, встречаются иппотерапевтические центры не так часто. Нашему же городу повезло: реабилитацией детей с различными ОВЗ здесь занимается НКО Иппотерапевтический центр «Созвездие Лошади». О том, почему такой способ лечения один из самых действенных, рассказывает директор центра Кристина Кузнецова:

— При езде на лошади всаднику постоянно поступают ритмичные сигналы. Чтобы удерживать равновесие, ребёнок вынужден задействовать и органы чувств, и мышцы. Кроме того, благодаря теплу лошади (её температура на 1,5-2 градуса выше, чем у человека) достигается хороший массажно-прогревательный эффект. Во многом благодаря ритму шагов лошади развивается целый ряд жизненных функций — от двигательно-моторной до когнитивной. В работе с ребятами мы используем различные игры и упражнения. Например, перебрасывание мячика руками с левой стороны на правую во время верховой езды благотворно влияет на развитие речи, так как обеспечивает полушарное взаимодействие. Важно также, что иппотерапия это не только лечение физических недугов, это комплексный подход к личности, ведь ребёнок учится взаимодействовать с животным, слушать его. Недаром иногда в нашем деле используется упражнение «Представьте, что вы кентавр». Именно слияние с лошадью обеспечивает стойкий терапевтический эффект. А к этому часто добавляется и хорошее настроение ребёнка – лошади способны увлечь кого угодно. Ребята начинают интересоваться лошадьми, снаряжением, общаться с работниками конюшни – происходит социализация. А ведь главная наша цель – не только реабилитировать тех, кому нужна наша помощь, но и подготовить их к жизни в обществе.

Среда без барьеров

В России права инвалидов регулирует Федеральный закон №181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Там содержатся сведения о порядке получения льгот, а также перечень услуг, которые обязано оказывать государство инвалидам, — от образования до медицинской реабилитации. Однако далеко не все организации у нас в стране имеют этот документ в виду. А о том, что на самом деле означает пресловутая «доступная среда», знают лишь немногие. Здесь нам, безусловно, стоит приглядеться к опыту других стран.

К примеру, в Германии среда для инвалидов выглядит волне доступной: пандусами оборудованы практически все школы и университеты, не говоря о медицинских учреждениях. Кстати, архитектура Берлина имеет специфические особенности, которые должны были бы помешать маломобильным гражданам: практически все здания на входе имеют одну-две ступеньки. Но члены организации «Sozialhelden» (в переводе – «герои-общественники») решили исправить ситуацию. Они запустили акцию по сбору денег для закупки складных металлических рамп, которые могут использоваться, как только возникнет необходимость. Рампы раздали всем желающим владельцам заведений. Отличная идея, правда?

В Великобритании большое внимание уделяется «непрерывной» безбарьерной среде. Это означает, что все общественные места должны быть не только оснащены пандусами и специальными подъёмниками, но и путь к ним должен осуществляться без проблем: власти тщательно следят, чтобы общественный транспорт имел специальные платформы, позволяющие инвалидам-колясочникам заезжать без посторонней помощи.

В метро людям с особенностями здоровья приходится нелегко. В Японии же функционируют эскалаторы, одновременно перевозящие пассажиров разной степени мобильности: если возникает необходимость, подъёмник просто переводят в специальный режим – несколько ступеней объединяются в одну платформу и движутся синхронно до полной остановки. А остальная часть эскалатора работает в прежнем режиме. И никто никому не мешает!

Настоящий человек

О том, насколько неверным может быть выражение «человек с ограниченными возможностями здоровья», рассказывает нам удивительная история легендарного советского лётчика-истребителя (и почётного комсомольчанина) Алексея Маресьева. Из-за тяжелейшего ранения во время Великой Отечественной войны у него были ампутированы обе ноги. Однако это не помешало ему вернуться в строй и продолжать летать. Ему потребовалось всего чуть больше года, чтобы привыкнуть к протезам и приспособить их к летательному аппарату. Уже с протезами лётчик участвовал в одном из важнейших для нашей истории сражении – битве на Курской дуге. Всего Маресьев за время войны сбил 11 вражеских самолётов, причём только 4 – до ранения. Поразительное упорство героя вдохновило корреспондента «Красной Звезды» Бориса Полевого на создание «Повести о настоящем человеке».

Виктория ПЯТКОВА

Яндекс.Метрика