male homeless sleeping in a street

Солнечный дом

Бездомные первыми ощущают на себе все проблемы жизни. Любой кризис, любой государственный катаклизм первым коснётся именно его – человека, который находится на улице. Человека без запасов еды, без сбережений, которому негде укрыться, который даже не знает, что он будет есть сегодня.

Жертвы чёрных риэлтеров

Как такое случается? По-разному. Кого-то приводит к бездомной жизни алкоголь, другие оказываются на улице из-за семейных конфликтов. Дети выгоняют родителей, родители — детей, люди со скандалом разводятся… Примерно 15–20% оказываются на улице из-за чёрных риэлторов. Одинокие пенсионеры, выпускники детских домов, доверчивые и необразованные люди.

В сказке Николая Носова «Незнайка на Луне» Незнайка и его друг Козлик в какой-то момент оказываются выброшенными на обочину жизни и вынуждены поселиться в ночлежке для, как сейчас говорят, людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В наше время ночлежки, приюты, когда-то изображённые классиками литературы как неизбежное порождение мира капитализма, вполне вписались в современную российскую действительность.

В региональную общественную благотворительную организацию Хабаровского края «Новое начало» мы пришли, чтобы понять, что сейчас происходит с бездомными, как они выживают в сегодняшние нелёгкие времена.

— Самой организации уже три года, — говорит директор Ярослав Разжигаев. – Начиналось всё на улице Сусанина, там мы арендовали небольшое помещение, и тогда нас было десять человек. Потом город оказал помощь — предложили здание бывшего онкологического диспансера на Вагонной улице, 7. Здесь ничего не было, сплошная разруха: ни воды, ни света, никаких коммуникаций. Только два человека переехали с нами. И вот потихоньку комната за комнатой постепенно обживались, пришли к тому, что имеем.

Сейчас в приюте на постоянной основе проживают 20-22 человека, некоторые летом уходят, так сказать, на вольные хлеба, зимой количество постояльцев увеличивается. К сожалению, из-за того что в приюте мало подходящих для проживания комнат, там не могут принять более 30 человек. На данный момент люди проживают в комнатах по 4-6 человек, но в планах руководства уйти от двухъярусных кроватей и сократить проживающих в комнатах до 3-4 человек.

Также намечается ремонт двух больших комнат для размещения там части людей пенсионного возраста. Контингент в приюте разный, есть маргиналы с улицы, а есть инвалиды-пенсионеры, их следует разделять во избежание конфликтов. Если человек болен, его помещают в карантин, где он проходит медицинский осмотр.

— Как на приюте сказалась проблема коронавируса?

— Лично моё представление, что в феврале все постояльцы переболели коронавирусом, — поясняет Ярослав. — Произошла быстрая вспышка заболевания, они все потеряли обоняние и слегли все практически в один день. Всех осмотрел терапевт, мы купили лекарств на 20 тысяч, и в течение 10 дней все выздоровели. К тому же нас спасает то, что мы ни с кем особо не контактируем, у нас нет большой проходимости людей.

Постояльцы в приюте не только живут, но и работают. Время от времени случаются заказы на строительные объекты, уборку территории, заработанные деньги выдаются работникам. Работают только те, кто физически на это способен. Таких сейчас три человека. Остальные летом уходят на самостоятельное существование. Кто-то переходит на свои схемы заработка, кто-то вне приюта просто ведёт праздный образ жизни.

Что касается питания, то очень помогают предприниматели. Есть разовые поставки продуктов от предприятий или по бартеру, то есть убрали территорию — заплатили продуктами. Сейчас организация находится в поисках денег, чтобы принять на работу специалистов — по социальной работе, повара и врача-психолога. Пока пищу готовят сами постояльцы, посменно. Все получают трёхразовое питание.

— Ярослав, люди уезжают из города. На ваш взгляд, в связи с печальной статистикой миграции обездоленных людей становится больше?

— Думаю, таких людей не больше и не меньше, просто некоторые хотят выйти из сложившейся жизненной ситуации, некоторых и так всё страивает. Если у человека реально есть желание, мы максимально помогаем. К нам приходят люди, действительно попавшие в сложный жизненный переплёт, они теряют документы, квартиры и через полгода-год с нашей помощью возвращаются в социум.

Евгений

Этот человек оказался на улице год назад и по совету знакомых пришёл в приют. Теперь живёт здесь, работает в питомнике «Четыре лапы». На его попечении около двадцати собак, которым он как отец родной: кормит, убирает клетки, оказывает помощь при осмотре собак ветеринарами.

— Сейчас лето, даём собакам сухой корм, кашу варить смысла нет, жарко, еда быстро киснет, — говорит он.

В приюте, по словам Евгения, его всё устраивает, и пока никаких изменений в своей жизни он не планирует.

Сергей

Исполняет обязанности ключника, отвечает за электронный выход за ворота приюта. Служил в армии, был в Афганистане, последние 15 лет работал на ТЭЦ-2 слесарем в котельном цеху.

— Сергей, как так получилось, что вы оказались здесь?

— Бывают разные жизненные ситуации. Кто-то ищет интерес в алкоголе, кто-то остаётся без семьи. Я рано похоронил отца. Было жильё, работал, но супруга обманула, выгнала из квартиры. Ещё дети есть, иногда с ними общаюсь. Остальные родственники не отказывались, но меня они не понимают, живут своей жизнью. Здесь я нашёл понимание и помощь. У нас каждый человек находит себе занятие, входит в новую жизнь. Всегда есть шанс вернуться в общество, просто надо не зацикливаться на плохой ситуации, а искать лучшее. Если мы будем уходить в себя, зачем тогда жить?

— Что вы посоветуете людям, чтобы они не пришли к такой ситуации?

— Господь нам только может помочь, только с ним надо общаться. Терпение надо — уметь терпеть и надеяться на лучшее.

Сергей говорит, что привык к работе, порядку, поэтому не испытывает трудностей в приюте. Другим же людям, которые разучились держать себя в рамках, он старается помогать начать жить по распорядку. Постепенно самые здоровые, кто вошёл в режим, начинают выезжать работать в город. Для тех, кто по состоянию здоровья не может работать в полную силу, здесь есть всегда работа по мелочи.

— В город выходите?

— Запросто. Но все выходы в город только по разрешению. Надо, чтобы люди понимали порядок и следовали ему. Без порядка, набора правил будет хаос. Должна быть дисциплина. Есть люди, которые не понимают, им не нравится дисциплина, жизнь по правилам, подъём в 6.30, отбой в 22 часа. Но ведь здесь дают кров, еду, постель с чистым бельём, всё как положено.

Людмила, 60 лет

В прошлой жизни у неё всё было нормально. В Хабаровске была семья. Но расстались с мужем, и всё исчезло…

— Мать умерла, прописать в квартире не успела, так я осталась без жилья, то у одной подруги переночую, то у другой, работала грузчиком на рынке, — делится Людмила. — Потом сломала руку, попала в больницу, там познакомилась с женщиной, и в январе она привела меня сюда. Здесь у меня всё нормально. Зимой тепло, уютно, хорошее питание, все удобства, телевизор, книги, общение.

Людмила мечтает о том, чтобы рука зажила, и тогда она пойдёт дворником работать. Знает, что будет тяжело, но другой работы для неё нет.

— Надо надеяться и держаться, — уверена она. — И надо самому что-то делать, не только на других полагаться.

Помочь тем, кто помогает

Само собой, «Новое начало», как любая организация, имеет и свои планы. Самый грандиозный для них – сделать второй этаж. Но здесь нужны деньги, и немалые. Нужны люди для работы.

— К лету деньги вроде появляются, отопления нет, затраты на коммуналку меньше, но людей нет, — говорит Ярослав Разжигаев. – Пишем заявки на гранты. Три раза подавали на грант, и каждый раз у нас всё больше и больше балл, но пока не дотягиваем.

На одну крышу организации требуется порядка 10 миллионов рублей. Следом идут траты на второй этаж, коммуникации. Котельную тоже надо менять, и это тоже порядка 10 миллионов рублей. Если просто покрасить-побелить, это немного, но зданию требуются капитальные вложения, одной побелкой и помощью волонтёров не обойтись. В планах в течение двух-трёх лет привести всё здание к полной эксплуатации.

В Петербурге каждый год умирает около 1000 бездомных. На улицах Москвы, по данным Мосгорстата, в 2018 году умерло почти три тысячи.

Региональная общественная благотворительная организация Хабаровского края «Новое начало» Существует с 10 мая 2017года. Занимается кормлением, приютом и реабилитацией людей без определённого места жительства, ставя перед собой цель помочь вернуться в общество людям, которые по тем или иным причинам оказались на улице.

Как помочь?

1. Пожертвовать продукты питания, строительные материалы, одежду, бытовую химию, мебель (кровати, шкафы и т.п.)

2. Волонтёрством – организация всегда рада помощи специалистов любой сферы.

3. Финансово. Всю информацию можно узнать по адресу реабилитационного центра Вагонная, 7 или по телефону +7(962) 299 5592. Директор Разжигаев Ярослав Валерьевич.

Яндекс.Метрика