В этом году в нашей газете были опубликованы два материала, посвящённые памятнику самолёту ИЛ-4, установленному на территории «Б» Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю.А.Гагарина. Только в одном утверждалось, что он был сделан из деталей машины, найденной в районе озера Болонь, в другом — что в основу был положен бомбардировщик, найденный на Кольском полуострове.
Чтобы разобраться в этих противоречиях, мы решили обратиться к специалистам экспоцентра КнААЗ, которые дали нам необходимую информацию.
Крылатый воин
Один из самых известных самолётов Великой Отечественной войны сходил с заводского конвейера по 2-3 в сутки, а всего на заводе было произведено 2757 ИЛ-4. Учитывая, что всего в стране было выпущено порядка 5 256 подобных самолётов, нетрудно подсчитать, что наибольшее количество ИЛ-4 было произведено именно в Комсомольске-на-Амуре. По сути, ИЛ-4 был основным самолётом Комсомольского-на-Амуре авиазавода в годы войны.
Однако когда в 1980-х годах заводчане решили увековечить память легендарного самолёта, оказалось, что ИЛ-4 не так-то просто найти. В конце концов после долгих поисков и запросов по всей стране было получено сообщение, что на Кольском полуострове в районе населённого пункта Луостари, где в войну шли ожесточенные бои, в истоках Малой Печенги в горах местные жители видели останки двухмоторного самолёта.
В 1981 году поисковая группа заводского туристического клуба «Баджал» под руководством В.И.Муравьёва отправилась на Кольский полуостров. Маршрут пролегал от Мурманска до реки Лотта – озеро Паийяккьяур – верховье реки Печенга – гора Матерт – озеро Тульявр – посёлок Луостари – посёлок Краснощелье — река Поной — посёлок Лумбовка – Заполярный.
«Тундра – это не скрипка, это тяжкий маршрут…»
Бескрайнее марево болот, чистых прозрачных рек и озёр, морошка, колючая проволока, воронки от снарядов, неразорвавшиеся авиабомбы и полчища комаров – вот что встретили участники похода в районе поиска самолёта. Люди с трудом переставляли ноги в жижеобразном покрове из сплошного мха и зарослей карликовой берёзы. Как вспоминал один из участников похода: «Ставишь ногу, а под ней нет ничего твёрдого, всё зыбко и неустойчиво. Идти опасно, того и гляди угодишь в зыбун. Засасывает моментально. Идти вдоль русла рек практически невозможно. Цепляемся за каждый холмик, за каждую вершину».
Поисковая группа была экипирована по всем правилам походной таёжно-тундровой жизни: рюкзаки, накомарники, палатки, спасательная лодка ЛАС-1, питание тоже в суровом походном стиле: гречневая каша, тушёнка, без изысков, но вполне питательно, а после изматывающего перехода да с костра, то и сублимированное мясо шло на ура.
В конце концов после долгих переходов все труды и лишения тундровых скитальцев вознаграждены сполна, участники подошли к месту, где уже 36 лет лежал фронтовой трудяга-бомбардировщик ИЛ-4 под номером 5143901.
Самолёт раскидало по частям на расстоянии полутора километров. По склонам хребтов, по обеим сторонам истоков реки Малой Печенги. Самолёт был подбит в воздушном бою, взорвался правый крыльевой бак, отвалилась кабина штурмана и остатки фюзеляжа, далеко отшвырнуло правый мотор. В воздухе продолжали переворачиваться крылья с одним мотором, пока не упали в распадке. Такой представилась картина гибели самолёта участникам поисковой группы.
Прилетевший вертолёт не смог поднять из зыбучих болотных мхов остатки самолёта, и поисковая группа была вынуждена отправиться на поиски по другому маршруту.
Надо сказать, что остатков самолётов на Кольском полуострове очень много, всё-таки сказывались ожесточённые бои, которые велись здесь в военные годы. Местные жители саамы рассказали поисковикам, что в мае 1945-го один из охотников встретил в тундре экипаж самолёта.
«На честном слове и на одном крыле…»
В мае 1945 года торпедоносец ИЛ-4Т, возвращаясь с задания, по техническим причинам совершил вынужденную посадку. Экипаж самолёта под командованием Героя Советского Союза Константина Шкарубы в одночасье оказался в безлюдной тундре, где они бродили почти месяц, питаясь в буквальном смысле чем придётся, пока не встретились с охотником-саамом, который вывел их к посёлку Краснощелье.
Поисковая группа вылетает на вертолёте по указанному маршруту и обнаруживает ИЛ-4 за номером 5003904, который и был доставлен на Комсомольский авиазавод для восстановления.
Привезённый самолёт находился в довольно плачевном состоянии, и, чтобы его восстановить, инженерам и рабочим завода потребовалось воссоздать отдельные технические элементы, поднять старые чертежи и по ним сделать новые детали. И всё равно ИЛ-4 пришлось собирать из трёх самолётов. Хорошо, что в Хабаровском крае с потерпевшими крушение самолётами тоже недостатка никогда не было. В районе озера Болонь были обнаружены остатки ИЛ-4 (по другим данным ДБ-3, что не так уж и важно, поскольку самолёты имели одну конструкцию), с него специалистами завода были сняты консоли, винты, шасси. Запчасти от другого такого же самолёта были привезены из-под Хабаровска.
Навечно в памяти
Наконец после продолжительных работ по реконструкции самолёта 13 августа 1982 года состоялась торжественная церемония открытия памятника ИЛ-4 — легендарному бомбардировщику и торпедоносцу Великой Отечественной войны. Вместе с ним благодарную память по праву заслужили и люди, которые своим самоотверженным трудом создавали и в труднейших условиях военных лет обеспечивали массовый выпуск этого самолёта для победы.
Бомбардировщик ДБ-3Ф, названный позднее ИЛ-4, управлялся экипажем из 4 человек. Длина самолёта 14,8 метра, размах крыла 21,44 метра. Максимальная скорость 430 км/час на высоте 4500 метров, практическая дальность полёта с нагрузкой 1000 кг бомб 3800 км, практический потолок 8900 метров. Вооружение: два пулемёта ШКАС калибра 7, 62 и один турельный пулемёт калибра 12,7 мм. В морской авиации самолёты ИЛ-4 использовались как бомбардировщики, дальние разведчики, минные заградители, а также как высотные и низковысотные торпедоносцы.Одной из самых важных и известных операций, осуществлённых ИЛ-4 за время войны, несомненно является бомбардировка Берлина. В первых числах августа 1941 года группа советских лётчиков под командованием полковника Евгения Преображенского на самолётах ИЛ-4 бомбили столицу Германии. Удар по Берлину явился полной неожиданностью для руководства Германии и был повторён несколько раз. Именно бомбардировщик ИЛ-4 положил начало налётам на немецкие города: Берлин, Штеттин, Франкфурт-на-Майне, Дрезден и Данциг.
Шкаруба Константин Фёдорович — заместитель командира эскадрильи 9-го гвардейского Краснознамённого минно-торпедного авиационного полка 5-й минно-торпедной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Северного флота, гвардии капитан. К июлю 1944 года гвардии капитан К.Ф.Шкаруба совершил 73 боевых вылета. Потопил лично 2 транспорта общим водоизмещением 18 тысяч тонн и в группе 6 транспортов и миноносец противника.