Serious old female mentor teacher coach teaching intern or student computer work pointing at laptop, mature executive manager explaining online project to young employee learning new skills in office

Тренеры педагогов

Современный ритм жизни требует от учителя профессионального роста, творческого отношения к работе и большой самоотдачи. Он должен уметь помочь в получении знаний не только детям, но и своим коллегам. Особенно в этом нуждаются молодые педагоги. С этой ролью справляются наставники — своеобразные тренеры, готовые вовремя дать совет.  О таком виде работы нам рассказали в школе №6, гимназии №9 и детском саду №18.

Учитель и наставник – команда

Директор школы №6 Наталья Жосан говорит, что в учебном заведении практикуется входное анкетирование «Диагностика профессиональных затруднений молодого специалиста». В школе работает клуб молодого учителя, где педагогов учат работать с документацией, помогают достичь эмоциональной устойчивости в работе с детьми и коллегами.

– В нашей школе наставник и молодой педагог проводят совместные интегрированные уроки, – отметила Наталья Александровна. – Оба участника видят деятельность друг друга, благодаря этому могут понять, как строится совместная деятельность на уроке и какой вклад вносит каждый из них. В этом учебном году наша школа участвовала в краевом командном сетевом конкурсе «Мета — учитель в школе перемен». В нём участвовали молодые специалисты, и работа в команде повысила их самооценку и уверенность в себе. В результате появилось множество продуктов, которыми может воспользоваться каждый педагог: интерактивная тетрадь по технологии, лента времени и игры о путешественниках Хабаровского края, пособие для учителей начальных классов по работе с трудными словарными словами и другие.

Результатом совместной деятельности наставника Ларисы Кучиной и молодого педагога Алеси Саяпиной стало участие последней в городском конкурсе молодых специалистов «К вершинам мастерства», в котором она заслуженно стала лауреатом, а за участие в краевом конкурсе «Педагогический дебют-2020»  была награждена дипломом второй степени.

– Я обращаюсь к наставнику, когда не знаю, как поступить, – рассказала Алеся Саяпина. – Она также мотивирует меня на участие в различных конкурсах, и это позволяет поверить в свои силы. Когда почувствую себя опытным педагогом, думаю, смогу стать наставником.

От теории — к практике

В гимназии №9 разработана и успешно реализуется модель постдипломного сопровождения молодых педагогов и педагогов, имеющих перерыв в профессиональной деятельности. О ней рассказала заместитель директора по УВР Марина Щербакова:

– Молодые учителя получают хорошие теоретические знания, но они не преобразованы в умения. Вчерашние выпускники порой испытывают сложности во взаимоотношениях с классом, коллегами и родителями, в планировании педагогической деятельности и самообразования. Если такого педагога с первых дней отпустить в «свободное плавание», вскоре начнутся проблемы, так как молодой педагог почувствует себя брошенным на произвол судьбы и у него могут появиться сомнения в правильности выбора профессии, в собственной состоятельности.

Марина Владимировна утверждает, что создание эмоционально благоприятной атмосферы в учреждении является одним из главных условий постдипломного сопровождения молодого педагога. С этой целью в гимназии организована работа «Школы молодого педагога», осуществляется сопровождение опытными коллегами для успешного процесса входа в профессию.

По результатам выпускных экзаменов ученики молодых педагогов показывают хорошие результаты, соответствующие средним гимназическим и городским показателям.

В течение последних лет молодые учителя гимназии неоднократно становились победителями и лауреатами городского конкурса «К вершинам мастерства», краевого конкурса  «Педагогический сёрфинг», принимали активное участие в методических мероприятиях. Закрепляемость молодых педагогов в гимназии составляет 90%.

От ученика — к наставнику

Более десяти лет назад воспитатель детского сада №18 Светлана Альянова была молодым специалистом, а спустя некоторое время попробовала себя в роли наставника.

– Опыт работы и высшая квалификационная категория позволяют делиться своими профессиональными навыками, – рассказала Светлана Альянова. – Но когда-то и я была молодым педагогом и также посещала открытые занятия по изодеятельности воспитателей-стажистов. Считаю, что моя работа должна попадать в нерв педагогической проблемы, поэтому наставничество в рамках темы «Нетрадиционные техники и способы рисования», на мой взгляд, очень актуально. Особенно потому, что наш детский сад ставит в приоритет художественно-эстетическое развитие детей.

При этом Светлана Альянова не призывает отказаться от хорошо зарекомендованных временем форм обучения детей. Просто, по её мнению, «золотую середину» никто не отменял.

– Молодых педагогов я не учу рисовать, например, цветок или ёжика, уже хотя бы потому, что это приводит к появлению образных штампов. Я лишь показываю разные способы изображения. Чем можно нарисовать ежа, кроме кисти? Да чем угодно — ладонью, оттиском, смятой бумагой и даже вилкой. И ни в коем случае ни у педагога, ни у детей не должно быть установки, что рисовать можно только кистью, карандашами и фломастером. Подобная философия подводит к тому, что нельзя использовать что-то другое, проявляя фантазию. Важно показать молодому специалисту сходство между предметами и явлениями окружающего мира (например, отпечаток щетинок зубной щётки — имитация пушистости шкурки животного и тому подобное). И тогда педагог начнёт творчески рисовать, а с ним и его дети.

В будущем Светлана Юрьевна хотела бы создать свой блог и делиться опытом на просторах Интернета.

Впереди новый учебный год, и у наставников во всех образовательных учреждениях будет множество творческой работы на просторах педагогики.

Яндекс.Метрика