У сегодняшней нашей героини очень необычное название для города на российском Дальнем Востоке. Даже с учётом того, что Комсомольск-на-Амуре начинал строиться в советскую эпоху как новый социалистический город, не каждый советский город имеет улицу с таким названием – Парижская Коммуна.
История этого названия уходит корнями к событиям 1871 года в Париже, когда после заключения перемирия с Пруссией во время Франко-Прусской войны в Париже начались волнения, вылившиеся в революцию и самоуправление, которое длилось 72 дня (с 18 марта по 28 мая). Это революционное правительство и вошло в историю под названием «Парижская коммуна». Во главе него стояли объединённые в коалицию неоякобинцы, социалисты и анархисты. Уже 26 марта прошли выборы в Парижскую коммуну.
Собственно, слово «коммуна» означает территориальную единицу и орган местного самоуправления. В этом качестве коммуна Парижа существовала и организовывалась и раньше, но после событий 1871 года это название без уточнений закрепилось именно за ними. Оно было объявлено марксистами первым в истории примером диктатуры пролетариата. Стала важным символом государственной пропаганды в СССР и других социалистических странах.
Кроме особого названия, улица эта примечательна тем, что на большей своей протяжённости она заполнена одноэтажными двухквартирными коттеджами. Улица появилась на картах города в 1948 году, но осваиваться её пространство началось ещё перед войной. В 1940 г. под руководством архитекторов Д.Г. Ракова и А.А. Апресяна (автора проекта бани на ул. Кирова) был выполнен проект застройки городка железнодорожников. На территории площадью 140 га отводилось место для 11 кварталов жилой застройки, привокзальной площади, парка с клубом и рынка.
Большая часть задуманного в будущем была осуществлена, в том числе и комплекс зданий по ул. Парижской Коммуны. Строительство велось силами заключённых и репрессированных. В 30-40 годы эта территория примыкала к большому району, который был одним из центров базировавшегося в Комсомольске Нижне-Амурского исправительно-трудового лагеря, входившего в систему ГУЛАГа. Вплоть до середины 1950-х годов Комсомольск оставался одним из центров ГУЛАГа на Дальнем Востоке. Заключённые, в том числе и жертвы политических репрессий, принимали участие в строительстве многих промышленных, инженерных, инфраструктурных, социальных объектов. Здесь буквально в нескольких сотнях метров от улицы в преддверии Великой Отечественной войны было построено пятиэтажное кирпичное здание управления лагеря. Сейчас это обычный жилой дом.
А на самой улице Парижской Коммуны в 1947-1949 гг. заключёнными были построены коттеджи для семей членов высшего состава НКВД. Они имели полное благоустройство и отдельную комнату для прислуги. Из воспоминаний очевидцев: «Дом на две семьи. Три входа: на веранду, парадный вход, черный вход. Подвал пять метров глубиной. Голубятня, сарай, конура. Участки разработаны. Красивые ограды. Клумбы. Встроенные шкафы. Резная мебель». В 2016 году Приказом Министерства культуры РФ этот комплекс жилых домов был объявлен объектом культурного наследия народов Российской Федерации.
До прошлого года рядом со спортивным залом «Локомотив» по ул. Парижской Коммуны располагалось неприметное здание. Последнее время здесь была автостоянка и прочий автосервис. А в 40-е годы в нём располагался клуб Нижне-Амурского исправительно-трудового лагеря. Есть свидетельства, что в его оформлении принимал участие великий русский поэт Николай Заболоцкий, который по сфабрикованному обвинению часть своего срока, до 1943 года, провёл в Комсомольске-на-Амуре и его окрестностях. В прошлом году случился пожар, полностью уничтоживший здание.
В 1955 году Нижне-Амурский лагерь был ликвидирован. Район, в котором находится улица Парижской Коммуны, стал на долгие годы вотчиной Дальневосточной железной дороги. Здесь жили железнодорожники, размещались различные учреждений ДВЖД, некоторые базируются здесь и до сих пор.