Центр новой жизни

1 июня в Комсомольском-на-Амуре центре социальной помощи семье и детям отметили Международный день защиты детей. Дети пели, плясали, читали стихи, разгадывали загадки. С праздником их поздравили администрация центра и заместитель председателя общественного совета города Комсомольска-на-Амуре, генеральный директор акционерного общества «Плодоовощи» Максим Аликин. Разумеется, были и подарки, какой же без них праздник? Игрушки, мячики, шары, dvd-диски с фильмами для детей и их родителей и, конечно же, различные сладости.

Защитить детей от родителей

Ежегодно порядка двухсот детей в Комсомольске проходят через Центр социальной помощи семье и детям. Поступают они туда по разным причинам. Как правило, согласно актам полиции, по факту физического насилия в семье или школе или безнадзорности. И главная цель деятельности центра — дать им защиту и помощь со стороны общества и государства. Случается, что ребёнок, который попадает в центр из посёлка, за все свои 11 лет жизни никогда не был в кинотеатре.

Центр социальной помощи семье и детям состоит из двух отделений. В Комсомольском отделении проживают 26 несовершеннолетних в возрасте от трёх до 18 лет, в Хурбе – 25 детей.

— Если ребёнок находится один на улице ночью, или в доме скандал, полиция доставляет детей к нам, — говорит директор Центра социальной помощи семье и детям Наталья Шутова. — Также дети старше 14 лет могут поступить по личному заявлению. Недавно к нам обратилась девушка 16 лет. Говорит, мама вечно нетрезвая, денег нет, есть нечего, сделайте что-нибудь. Мы сразу вызвали полицию, съездили домой, маму поставили на профилактический учёт, девочку определили к нам в учреждение. Ситуация была острая, но отношения в семье нормализовались.

Время проживания ребёнка в центре не определено ничем, то есть при экстренной ситуации (потерялся, родители его ищут) он может поступить на один день. А может прожить год и полтора. Максимум два года — как правило, по причине судебных процессов, на которых решаются вопросы жизнеустройства несовершеннолетнего, ограничения в родительских правах, лишения, восстановления, апелляции.

В центре с детьми работают психологи, воспитатели, организуются различные культурные выезды, экскурсии, медицинская помощь. Особое внимание к работе с детьми, которые перенесли жестокое обращение.

Наряду с постоянным существует и полустационарное обслуживание, когда родители и дети приходят на консультации, за помощью, взять вещи, фильмы на dvd, одежду.

Что касается учёбы в школе, в Хурбе дети ходят в близлежащую школу, в Комсомольске переводятся в школы Ленинского округа, и каждый день с 7 до 14 часов их привозят и забирают из школы на замечательном жёлтом автобусе.

— В зависимости от ситуации мы можем перевести ребёнка на дистанционное обучение, — продолжает Наталья Вениаминовна. — На базе учреждения действует социальная гостиная для родителей, где проводятся тренинги, мероприятия с психологами, юристами. Наша основная задача, чтобы ребёнок вернулся в родную семью.

По статистике, 70 процентов детей в центре — это Комсомольск и Хурба, 15 процентов дают Комсомольский и другие районы, Верхнебуреинский, Чегдомынский, Солнечный. Почему город даёт больший процент? По мнению Натальи Шутовой, в городе детей окружает множество соблазнов, куда сходить, где похулиганить, выпить, покурить. А в посёлке все на виду и больше возможности для соответствующих служб контролировать такие семьи. Реже стало повторников, порядка пяти-шести в год, главным образом потому, что сейчас есть возможность длительной работы с ребёнком.

80 процентов уходят из центра в родные семьи. Из оставшихся часть идёт в детские дома, часть под опеку. Комсомольчане помнят нашумевший случай с детьми из Шереметьева, они тоже определённое время находились в Центре социальной помощи семье и детям. Отца осудили, дети живут с мамой в Центральном округе, у них всё довольно неплохо.

Тем не менее для детей родители всегда самые лучшие, хотя бывают и обиды. Как правило, конфликтуют уже взрослые дети 13-14 лет. То есть жили нормально, а потом случился развод родителей, пьянство, и ребёнок, зная, что такое хорошая жизнь, считает, что родители его ненавидят. И тогда задача педагогов и психологов объяснить, что родители любят ребёнка настолько, насколько их научили любить их родители. Получается, в неблагополучных семьях иные родители вовсе не умеют любить своих детей…

Как научить это делать? Начинать с элементарных бытовых вещей: испечь торт, повесить шторки на окно, заварить чай и посидеть вместе за столом, включить видео и сказать, что сегодня дети смотрят мультики, проверить уроки. Это помогает сформировать атмосферу взаимопонимания и принятия друг друга, образец того, как можно жить иначе.

Беспризорники стали безнадзорными

В самые трудные для страны моменты на улице было множество беспризорных детей. Сегодня времена не те и, конечно, подобных явлений значительно меньше. Но снята ли проблема?

— На самом деле понятие «беспризорный» уже давно кануло в Лету, — говорит Елена Литвинова, начальник отдела по делам несовершеннолетних Комсомольского УМВД. — В настоящее время мы выявляем безнадзорных детей, особенно в возрасте 12-15 лет, когда родителям кажется, что они могут проводить время на улице. Зимой детям запрещено находиться одним с 22 до 6 утра, летом они могут находиться на улице и общественных местах до 23 часов. Нахождение подростка в более позднее время уже является основанием считать его безнадзорным. При выявлении таких детей мы стараемся установить, где находится законный представитель ребёнка, если нет возможности, допустим, ребёнок иногородний, таких детей мы стараемся определить в Центр социальной защиты семьи и детей.

В Комсомольске 483 родителя имеют стойкую алкогольную зависимость, и очень часто они не выполняют свои родительские обязанности. Значит, и дети их подвержены риску долгое время находиться на улице без присмотра. И причины этого могут быть абсолютно противоположными – как полное безразличие к детям, так и насилие по отношению к ним.

Возможна ли в Комсомольске повторение недавних нашумевших по стране случаев с нахождением детей-маугли, то есть детей, проживающих в абсолютно антисанитарных условиях, без еды и ухода?

— Мы находимся далеко от западной части страны и используем ресурсы, которые были заложены в советское время, поэтому пока система сбоя не даёт. Когда здравоохранение теряет ребёнка из вида, сигнал идёт в полицию, мы идём и выясняем, где этот ребёнок. Информируем учреждения образования, и это всё происходит очень быстро. В Комсомольске приезжие на виду, и граждане в городе в целом неравнодушные, сразу же информируют органы внутренних дел, в этом плане мы отсутствием информации не страдаем. Часто выявляем семьи, требующие нашего внимания именно благодаря бдительности граждан. А на западе из-за густонаселённости и огромного количества граждан, проживающих без регистрации, системе труднее работать.

Хотя с каждым годом неблагополучных семей в городе становится меньше, в последнее время и Центр социальной помощи, и отдел по работе с несовершеннолетними сталкиваются с тем, что за внешним благополучием в семьях зачастую скрывается проблема равнодушия, родители не интересуются своими детьми. Многие дети становятся заложниками электронных гаджетов. Родители озабочены лишь тем, чтобы ребёнок был накормлен, одет, а что в душе у него, что он прочитал, чем занимался, в какой соцсети зарегистрирован, не знают и не интересуются. Рано или поздно подобное отношение к собственным детям приводит родителей к проблеме понимания и доверия, а если нет ни того, ни другого, ни к чему хорошему такое родительское равнодушие привести не способно

Яндекс.Метрика