Королевство Комсомольский район

Территория Королевства Бельгия — 30 528 км², именно такое сравнимое по площади «зелёное море тайги» защищает от лесных пожаров Комсомольское авиаотделение КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов».

Три группы — две десантно-пожарных и одна парашютная, два самолёта АН-2, вертолёт МИ-8 и два лёгких самолёта «Cessna», которые сейчас находятся в Хабаровске, вот и всё техническое обеспечение. Да, ещё ранцевый лесной огнетушитель на 18 литров воды, лопаты, кирзовые сапоги и тяжелейший труд, часто связанный с опасностью от огня, задымления и вероятностью встречи с медведем, что называется, нос к носу.

Июль, на термометре +28. Для Хабаровского края жаркая, без дождей погода – это в первую очередь опасность возникновения таёжных пожаров.

— Пожароопасный сезон у нас начинается в марте-апреле, — говорит Андрей Германенко, командир центрального авиазвена Комсомольского авиаотделения КГСАУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов». – В мае происходит так называемая весенняя вспышка, когда начинаются дачные работы, соответственно, пожары вблизи посёлков, дорог. В этом году все прошло сравнительно удачно, в период апрель-май лесных пожаров практически не было и в Комсомольске, и по Хабаровскому краю.

В настоящий момент территория Комсомольского авиаотделения в рабочем режиме мониторится с воздуха. Как говорит Андрей Германенко, сегодня главная опасность пожаров исходит от сухих гроз. От них в Солнечном районе возникли два пожара и несколько очагов загораний в Николаевском районе. Всё в пределах полутора-двух гектаров, чрезвычайная ситуация по этому поводу нигде не объявлялась, всё под контролем.

Пять лет назад в беседе с нами пожарные авиалесоохраны говорили, что для них главная проблема – это финансирование и кадры. Как сегодня обстоят дела? Есть ли изменения в лучшую сторону?

— Мы получили новую машину, «КамАЗ»-вахтовку. Но зарплаты остались на том же уровне. Так что можно сказать, всё стабильно-урезано. Пять лет назад у нас было четыре группы, а теперь – три, и мы ещё считаемся самым крупным отделением в Хабаровском крае. Две десантные группы, способ доставки – вертолёт МИ-8, и одна парашютная (8 человек), способ доставки – самолёт АН-2, эта группа непосредственно участвует в патрулировании лесов.

В 2007 году авиалесоохрана была переведена из федерального подчинения в региональное. И с тех пор заметно сократилось финансирование, в том числе по зарплатам личному составу. Парашютист-пожарный первого класса, проведя месяц на дежурстве, получит МРОТ — 22 тысячи рублей.

— Работа пожарных десантников очень тяжёлая физически, и на такую зарплату, как наша, люди не хотят идти, — сетует Андрей Анатольевич. – Люди уходят, новые не приходят, средний возраст работников – предпенсионный. В этом году мы не смогли набрать молодёжь, люди приходят, интересуются. Особенно после выхода в 2020 году фильма «Огонь» был ажиотаж. Пришли ребята, бывшие морпехи, но зарплата их не устроила.

Добавим, что работа лесного пожарного – сезонная, зимой работы нет, и ребята работают на стороне, кто-то таксует, другие занимаются охотой, рыбалкой.

Скудное финансирование оказывает влияние и на мобильность лесной пожарной службы, до пожара чаще всего группы добираются на машинах, так как час полёта вертолёта МИ-8 стоит около 180 тысяч, самолёта АН-2 –  80 тысяч рублей. Спасает собственная авиация, два самолёта АН-2, один из которых базируется в селе Богородское.

Десантируются группами, каждая за сутки способна потушить огонь на площади до гектара. Кроме того, десантники способны спускаться с вертолёта на землю сорок метров по тросу.

Но несмотря ни на какие проблемы, комсомольская авиалесоохрана контролирует Комсомольский район и часть Солнечного, до населённого пункта Горин, включая полностью бассейн реки Горин. Всего же по Хабаровскому краю 17 оперативных авиаотделений, которые обслуживают свои участки. При возникновении серьёзной ситуации в течение трёх часов любое отделение может прибыть на помощь другим.

В ближайших номерах газеты мы расскажем более подробно о работе «лесного спецназа». Вы узнаете, есть ли смысл в применении аэротанкеров, чем отличается работа наших лесных пожарных от работы пожарных США и многое другое.

Евгений СИДОРОВ

Яндекс.Метрика