Человек государственной судьбы

«Они в судьбе делами заслужили, что Комсомольск их продолжает чтить, — такую уверенность высказал в своих стихах председатель общественной организации «Дети войны» Леонид Воробьёв, выступая 12 августа на мероприятии, посвящённому открытию памятника-бюста Виталию КОПЫЛОВУ, который возглавлял Комсомольский авиационный завод с 1965 по 1973 год.

ДОСТУПНА АУДИОВЕРСИЯ МАТЕРИАЛА 

Идеально прямой, как взлётная полоса, проспект Копылова теперь начинается с памятника выдающемуся человеку, внёсшему значительный вклад в развитие предприятия и Комсомольска-на-Амуре.

На церемонии открытия памятника собрались руководители и работники авиационного завода, представители администрации города, ветераны предприятия. Цветы, оркестр имени Юрковского, что радует горожан вечными хитами на тему Военно-Воздушных сил, чувствуется лёгкое волнение и радость. Это повод ещё раз вспомнить Виталия Копылова. Таких людей невозможно переоценить, они врезаются в память делами, всей своей жизнью являясь примером на все времена.

— Виталий Егорович — человек, который оставил яркий след в истории нашего предприятия, авиационной промышленности страны, Комсомольска-на-Амуре. Благодаря своему острому уму, высокому профессионализму, требовательности, ответственности, смелости в принятии решений он вывел наш авиационный завод на передовые позиции в авиапромышленности СССР.

Восемь лет Виталий Егорович возглавлял авиационный завод им. Ю.А.Гагарина, в 1973 году он был назначен директором Казанского авиационного завода. В то время там разворачивалось серийное производство самолётов Ил-62, бомбардировщиков Ту-22, начиналась подготовка к производству стратегических бомбардировщиков Ту-160. В общей сложности Виталий Копылов на должности директора двух крупнейших авиазаводов в стране – Комсомольского-на-Амуре и Казанского — проработал 28 лет.

Заместитель главы администрации города Тамара Овсейко отметила, что под руководством Виталия Копылова осуществлялся глобальный проект строительства жилья, спортивных объектов, детских садов и школ. Уже сейчас началась работа по переименованию одной из школ Ленинского округа в школу имени Виталия Копылова. Напомним также, что его имя носит стратегический бомбардировщик Ту-160, построенный ОАО «КАПО им. С.П.Горбунова» и переданный на вооружение ВВС России в апреле 2008 года.

Председатель общественной организации «Дети войны» Леонид Воробьёв, вспоминая Виталия Егоровича Копылова, отметил его характер — дерзкий, непреклонный и требовательный к себе и окружающим его людям.

Последний из «красных директоров»

Виталий КОПЫЛОВ родился 12 июня 1926 года в селе Верхняя Берёзовка Куйбышевской области. В 1943 году окончил десятилетку и поступил в Куйбышевский авиационный институт. Учился хорошо, и его как перспективного специалиста хотели оставить в Куйбышеве (ныне город Самара) на авиационном заводе, но на распределении молодых специалистов Виталий вызвался поехать в Комсомольск-на-Амуре на завод №126. Здесь он сразу включился в работу и за три года прошёл путь от рядового инженера-технолога цеха №45 до начальника цеха подготовки производства цеха №8. Дальнейший трудовой путь отмечен такими должностями, как главный технолог, заместитель главного инженера по подготовке производства, секретарь парткома авиазавода, а в советское время эта должность была очень ответственной. По сути, секретарь парткома был вторым человеком на предприятии.

В период его руководства на нашем предприятии был освоен выпуск самолёта с изменяемой стреловидностью крыла, при нём были заложены основы, которые впоследствии дали Комсомольску-на-Амуре право претендовать и получить заказ на выпуск самолёта 4-го поколения Су-27, который определил и определяет до сих пор судьбу предприятия.

Многие заводчане до сих пор вспоминают Виталия Копылова и из уст в уста передают интересные истории из его жизни. Они как нельзя лучше передают деловые и человеческие качества этого руководителя.

Лужа

В 60-70-х годах в Комсомольске-на-Амуре выпускались боевые самолеты Су-7 и Су-17 – основные истребители-бомбардировщики ВВС страны. Ветераны-заводчане до сих пор любят рассказывать истории, которые случались во время директорства Копылова.

— Как-то раз он пригласил к себе руководителей, посадил в свою машину и они поехали к цеху №45, на входе которого была огромная лужа, так посредине лужи и остановились, — рассказывает Леонид Воробьёв, ветеран авиационного завода им. Ю.А.Гагарина. — Цеховое начальство жмётся, выходить в лужу не хочется, а он им: выходите. Так они и пошлепали, задрав брюки.

На следующий день лужи не было, моментально прочистили ливнёвку, водоводы.

Фатальная рыбалка

В цех №2 рабочие клепали воздушный канал на Су-17, трое суток клепали и отпросились на рыбалку. В восьмом часу вечера в цех приезжает Копылов, ему докладывают, машину не сдали, брак, отклонение.

Начальник цеха смутился, говорит, что рабочие не в городе. Кто отпустил? Куда? Почему не закончили?

Сам Копылов был рыбак, охотник, азартный человек, и он знал одного из рабочих, вместе рыбачили. Он садится в машину и к лодочной стоянке, на лодке подъезжает к тому месту, где рыбаки расположились, а они уже у костра сидят, выпили, уха в котле. А тут директор! О, Виталий Егорович, давайте к нам! А он: «Я не для этого приехал».

И поставил им водку.

— Раз вам водка дороже производства, завтра утром чтобы были у меня.

Утром приходят они на завод, а их не пропускают, говорят, что они на заводе уже не работают.

Так и не простил их. Посчитал, что специалисты, которые выпускают брак, не уважают свою профессию и такие люди на производстве не нужны.

Украли — хорошо

Кроме основной продукции, на заводе начали освоение нового, модного по тем временам катера «Амур». Поначалу дело не ладилось, что-то не в порядке было с редуктором. Бились-бились, но решение нашли. На следующий день утром Копылов должен был прийти в цех, чтобы посмотреть, как работает новый агрегат. И надо же было такому случиться, что накануне ночью этот долго ожидаемый редуктор украли прямо из цеха! Начальник цеха ни жив, ни мёртв в ожидании директорского визита. И вот зазвонил телефон, на проводе — Копылов:

— Ну, как дела?

— Виталий Егорович, редуктор украли!

— Как украли?

Трубка на том конце минуту помолчала, а потом случилось неожиданное. Копылов вдруг весело так говорит:

— Это же хорошо, что украли! Значит, мы сделали его правильно, было что спереть.

Настоящий тигр

В Казань Копылов был командирован как один из самых опытных руководителей и организаторов промышленного производства в стране. На него возлагались особые надежды. В начале 1970-х требовалось резко увеличить количество самолётов Ту-22М, выпускавшихся Казанским авиационным заводом. Готовилось к освоению новое изделие 70 – самолёт Ту-160. Задачи, которые были поставлены перед заводчанами, были гигантскими: предстояло наладить выпуск не только уникальной машины, равной которой не было в истории мировой авиации, но и практически построить для неё новый завод. 250 тыс. кв. метров 206-го корпуса стали бесценным вкладом нового директора в историю казанского завода.

В Казань Виталий Егорович приехал уже в зрелом возрасте, со сложившимся характером и своим представлением о том, как руководить заводом. Характер у него был непростой, не очень «удобный». В Казани нового директора сразу прозвали «уссурийским тигром», а отчество переделали из Егорыча в Ягуарыча, намекая на его дальневосточное происхождение.

Самолёт Ту-160 как бы олицетворял своего создателя – они оба были очень сильными фигурами. Виталий Егорович разговаривал с руководителями города и республики на равных, и это не всем в Казни нравилось. Но за ним была Москва и слава крупнейшего советского авиапредприятия.

И вдруг не стало Советского Союза. Началось шельмование оборонной промышленности, взгляды «Аэрофлота» были обращены на зарубежных авиапроизводителей. «Закупка правительством самолётов «Боинг» — это диверсия и надгробный камень Минавиапрому», – считал Виталий Егорович.

Заказов на отечественные самолёты не было, а за те, которые уже сделаны, федеральный центр не платил. Рабочие, инженеры, обслуживающий персонал буквально выживали. Продукты и товары первой необходимости они могли купить только в заводском магазине, где их давали в счёт будущей зарплаты…

Копылов глубоко переживал решение о прекращении выпуска Ту-160 в 1992 году. Оно стало для него ударом в прямом смысле этого слова. Инсульт подкосил его здоровье, и он написал заявление об уходе на пенсию. К Виталию Егоровичу домой приезжали руководители отрасли и республики, они пытались уговорить Копылова забрать заявление и после выздоровления вернуться на завод. Но Виталий Егорович настоял на своём решении.

На политическом поле «красный директор», коммунист Копылов не смог играть по правилам нового времени. Прожив на пенсии около года, 9 февраля 1995 года он покончил с собой.

Виталий Егорович остался в памяти людей не только как «отец» стратегического самолёта Ту-160, но и как великий строитель. В его послужном списке стоят и новый завод, и городские районы как в Комсомольске-на-Амуре, так и в Казани. Десятки тысяч людей благодарны Копылову за то, что он сделал для решения самой больной проблемы советских людей. Жильё для заводчан – вот что весьма волновало директора, на что он тратил гигантские средства и все свои силы.

Однако для себя «палат каменных» он так и не нажил, у него не было ни дачи, ни машины, ни гаража. Всего себя он отдавал заводу и людям, а пережить 1992 год у него просто не хватило жизненных сил.

Евгений СИДОРОВ

Яндекс.Метрика