Всего лишь за год 30 км колдобин и выбоин на улицах Комсомольска превратились в новые дороги. Ровные, как бильярдный стол.
26 августа в Центральном округе принимали очередной дорожный объект, отремонтированный в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги». В комиссию по приёмке вошли представители всех заинтересованных структур: Росавтодора (главные деньги выделены из федерального бюджета), Хабаровскуправтодора (правительство края тоже помогло с финансами), мэрии (она – заказчик работ) и подрядчиков (с них главный спрос за качество ремонтов).
Труд облагораживает Аллею
Мы на Аллее Труда возле драмтеатра. Смотрим на отремонтированный участок между пр. Первостроителей и пр. Интернациональным, а начальник управления дорожной деятельности администрации Комсомольска Владимир Бережной рассказывает:
— Это самая разбитая дорога была в городе. Мы давно искали деньги для её ремонта: объект закладывали в программу ещё на 2019 год. На сегодняшний день здесь уложено два слоя асфальтового покрытия, частично заменён бордюр, нанесена разметка, восстановлены бетонные блоки. Протяжённость участка 252 м. Подрядчик ИП Горбунов. Стоимость работ составляет 7 млн 800 тыс. рублей. По условиям контракта гарантия качества ремонта – четыре года.
Пока заказчик это говорит, дорожные рабочие дорисовывают разметку на свежем участке. Всю проезжую часть не перекрывают: незачем раздражать водителей.
Вдоль по Интеру
С проспектом Интернациональным ситуация более печальная. Дорожное покрытие там почти такое же отвратное, как было на Аллее Труда, но в 2021 году преображение улицы не состоится. Ямы засыплют щебнем и гравием, разровняют. Всё.
В 2022-м вдоль проспекта Интернационального между площадью Володарского и Аллеей Труда будут реконструировать магистральный водовод. Лишь когда трубы закопают обратно и спецтехника уйдёт с окончательно разбомбленной дороги, можно будет взяться за обновление проезжей части. Произойдёт это в 2023 году.
Но вернёмся к участку напротив драмтеатра.
Хитрая лопатка
Работу подрядчика комиссия принимала по всей науке. Проверяющие достали складной уровень, приложили к асфальту поперёк дороги, внимательно осмотрели. Приложили вдоль, опять осмотрели. Сместились на три метра – повторили. Потом ещё… И следили, чтобы расстояние от прибора до бордюра было не меньше одного метра. При этом каждый раз под уровень аккуратно подсовывали тонкую металлическую пластинку с ручкой – вроде лопатки для переворачивания котлет. Столпившимся журналистам пояснили: так проверяются уклон дорожного полотна и ровность покрытия. Если между асфальтом и лежащим на дороге прибором виден зазор, он должен укладываться в допустимые значения. В данном случае – до 14 мм. А на «лопатке» есть шкала, которая обозначает ширину зазора.
Наконец, комиссия закончила измерения и осталась довольна, подрядчик выдохнул. Участники инспекции поехали дальше.
Но не сразу.
Глаз народа
Журналисты обступили мужчину, который с членами комиссии держался как старый знакомый, но был одет до странности неофициально: безрукавка, шорты, шлёпанцы… Оказалось – это представитель общественного совета при главе города Денис Иванов. Народный контроль, который ездит с комиссиями на каждую приёмку вот уже второй год. И не молчит, если ему хоть почудится, что заметил брак в работе подрядчика или ненужную снисходительность других членов комиссии.
— В чём заключается ваша деятельность (при участии в комиссиях по приёмке дорог. – Примечание « ДВК»)?
— Когда ремонт готов, мы приходим и смотрим изъяны, трещины, бордюры, ямки… После этого пишем акт с рекомендациями и замечаниями. На это подрядчики быстро реагируют и замечания устраняют.
— А на сам перечень ремонтируемых дорог совет может влиять?
— Нет, нам дают готовый перечень со сроками приёмки объектов. И мы проверяем.
— А в общественном совете есть спецы по дорогам, которых можно отправить с комиссией, и они всё до тонкости поймут?
— Насчёт спецов – не сказал бы… Но всё, что увидит простой человек, особенно автомобилист, мы тоже увидим. Конкретно эта дорога сделана довольно-таки быстро и качественно. Я сам живу в этом микрорайоне, и, если сравнить, что было и что стало, – качество ремонта очень хорошее. Раньше дорогу никто не «капиталил», были только ямочные ремонты.
Финиш на Севастопольской
Эта улица тоже радует сердце автомобилиста: покрытие гладкое, разметка свежая… Но видно, что работы не закончены. Тут и там торчат колодцы, которые предстоит закатать в асфальт. Человек в ярком жилете обмазывает их по краям горячим битумом.
Владимир Бережной:
— Здесь ремонтируется участок протяжённостью 650 м, тоже по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги». Аукцион выиграла компания «Русстрой» за 31,8 млн рублей. Здесь заложены работы по замене бортового камня (бордюров вообще практически не было), дорога была очень разбитая. Сделали два слоя асфальтового покрытия, разметку, подняли колодцы ливневой канализации до нужного уровня. Дорога ещё не введена в эксплуатацию: срок у нас до 5 сентября. Тогда и приедем сюда с приёмкой.
Цыплят по осени считают
В рамках нацпроекта в 2021 году Комсомольск получил на дорожные ремонты 450 млн рублей из федерального бюджета и 49,5 млн из краевого. Итого полмиллиарда, чтобы привести в порядок проезжую часть на 33 улицах города общей протяжённостью почти 30 км. Собственно ремонтные работы надо завершить в сентябре. И до конца октября установить дорожные знаки на отремонтированных участках.
По состоянию на пятницу 27 августа 17 объектов уже введены в эксплуатацию, остальные находятся в высокой степени готовности. 84,4% асфальтового покрытия уложено, осталось где-то въезды на улицу закончить, где-то парковочные карманы и тому подобные мелочи. В предфинишном состоянии улицы Городская, Охотская, Орехова. Без асфальта пока улицы Парижской Коммуны и Дикопольцева. Но и там самая трудоёмкая часть (замена бордюров) позади.
То есть в сентябре сдача объектов пойдёт сплошным потоком. Пока есть время, заказчик не спешит подписывать подрядчикам акты приёмки работ, заставляя их устранять выявленные замечания.
Андрей МЕЛЬНИКОВ. Фото автора