Даёшь автобусы народу,
или Транспортная революция сверху

Маршрутная сеть автобусов в Комсомольске будет кардинально преобразована в течение нескольких лет. Первые изменения горожане почувствуют уже в октябре этого года.
А теперь давайте по порядку.

В пятницу 3 сентября представители отдела транспорта администрации Комсомольска-на-Амуре собрали журналистов на брифинг и презентовали новую маршрутную сеть. А также объявили новые правила работы городской власти с пассажироперевозчиками.

Что изменится
Первое. Обновлённая автобусная сеть будет проще и логичнее. Сейчас количество утверждённых маршрутов в городе «плавает» от 42 до 38. Зачастую маршруты дублируют друг друга. На одном маршруте может быть несколько перевозчиков.
Система работает со скрипом и кажется понятной лишь потому, что к ней все привыкли. На самом деле в Комсомольске сложились 24 направления движения автобусов. И утверждённых маршрутов по новой сетке будет столько же. От путаницы с перевозчиками решено избавиться по принципу «один маршрут – один перевозчик».
Второе. Сейчас маршруты скучены по основным магистралям. В Центральном округе – по проспектам Ленина и Мира, в Ленинском округе – по Московскому проспекту и Советской улице. В новой системе направления движения скорректированы так, чтобы развести автобусы по разным улицам и обеспечить транспортную доступность на максимально широкой площади.
Третье. Несколько маршрутов теперь будут заворачивать на мкр. Парус, жители которого сегодня вынуждены ходить пешком аж на Комшоссе до ближайшей остановки.
Четвёртое. Для всех маршрутов будут прописаны количество единиц транспорта, работающих на линии, а также интервалы движения, которые перевозчик вынужден будет соблюдать.
Летом пассажиропоток в Комсомольске падает почти в два раза: люди разъезжаются в отпуска, а оставшиеся больше ходят пешком. Соответственно, и автобусов требуется меньше. Зимой же интервалы будут короче, чтобы люди не мёрзли на остановках, а автобусы не ходили переполненными. В среднем интервал планируется в 10-12 минут.
Пятое. Более гибко сформулированы требования к автобусному парку. Если на маршруте много пассажиров, надо использовать автобусы большого класса. Если наполняемость салонов падает, большие транспортные единицы можно заменять средними.
Шестое. Неправда, что в ходе реорганизации маршрутной сети некоторые остановки исчезнут. Просто забирать с них людей будут другие автобусы, и к этому надо привыкнуть.

Зачем это всё?
Новая система выстрадана жалобами пассажиров. После восьми вечера автобуса не дождёшься, водители не соблюдают интервал, пропускают остановки, не доезжают до конца маршрута, по дорогам гоняют как бешеные. В некоторых районах автобусных остановок нет вообще. Или автобусов не хватает, и ходят они вечно переполненные. В общем претензий накопилось достаточно. И в администрации решили: пора кончать с вольницей в сфере пассажирских перевозок.

Кошмарят бизнес!
Перевозчики восприняли эту идею плохо. То есть все как один подали заявления в Арбитражный суд: городская власть «кошмарит» местных предпринимателей-транспортников.
И действительно, к желающим работать на обновлённых маршрутах чиновники администрации предъявили гораздо более жёсткие требования. Согласовывать с мэрией расписание движения и соблюдать интервалы. Салоны оборудовать бегущей строкой с названиями остановок и обеспечить голосовое объявление этих остановок. Выпускать на линию только автобусы, соответствующие указанным техническим характеристикам, а не любое ржавое ведро с гайками. Схему движения самовольно не менять, остановки не пропускать. И чтоб в каждом автобусе был терминал для безналичной оплаты проезда. За неисполнение – штрафы. Самых непонятливых – лишать права работать на маршруте.
Неслыханная наглость со стороны чиновников: заставляют предпринимателей заботиться о пассажирах, а не просто получать прибыль. Заставляют конкурировать и повышать качество обслуживания.
Кстати, суд первой инстанции по маршрутам №33 и №37 мэрия уже выиграла.

Кнутом и пряником
Есть в разработанном администрацией документе и приятные для перевозчиков моменты. Если автотранспортное предприятие соответствует предъявляемым требованиям к качеству услуг, ему начисляют баллы. Поощряется обновление автобусного парка (если возраст машин не более трёх лет), отсутствие жалоб от пассажиров, соблюдение графика движения и много ещё что.
Когда приходит время следующего конкурса на право осуществлять пассажироперевозки в нашем городе, накопленные баллы дают участникам преимущество перед соперниками.

Переходный период
Первые обновлённые маршруты будут запущены в октябре 2021 года. Основная масса планируется на 2022-й. Последние остатки сегодняшней автобусной сети ликвидируют в 2025-м. Почему переход сделали постепенным? Не лучше ли изменить всё разом?
Во-первых, на каждом маршруте уже работает свой перевозчик. Действующие договоры на оказание транспортных услуг истекают в разное время. Значит, выставлять маршруты на конкурс и заставлять предпринимателей конкурировать за право осуществлять пассажирские перевозки надо тоже постепенно.
Во-вторых, радикальное изменение автобусной сети может обернуться для города транспортным коллапсом. А если новые маршруты вводить порциями, городские власти успеют штатно обкатать утверждённые варианты, разобраться с жалобами, которые будут неизбежно возникать, и двигаться дальше. В общем изменения давно назрели, но шашкой в этом деле махать нельзя — только хуже сделаешь.

Многострадальная Дружба
Есть и вопросы, с которыми нельзя тянуть. Например, от жителей мкр. Дружба в администрацию поступает много жалоб на работу автобусов 27-го маршрута. Ездят редко (чуть не одна машина в час), превышают скорость и вообще лихачат. На встрече с жителями микрорайона в июне этого года представители отдела транспорта администрации Комсомольска наслушались всякого – и про себя, и в адрес перевозчика.
Обновлённый маршрут через Дружбу с более жёсткими требованиями к перевозчику планируется запустить лишь в феврале 2022 года. А проблема требует решения прямо сейчас. Выход нашли в создании временного дополнительного маршрута №35, который будет ходить с Дружбы через Амурсталь на набережную. Его откроют в ближайшие месяц-два сроком на 90 дней.

Что скажут люди?
Теперь головная боль администрации – донести до горожан информацию об изменении маршрутов так, чтобы люди не запутались.
Отрабатываются самые разные варианты. Например, плакаты с новыми схемами движения планируется расклеить на всех остановках. На бортах автобусов надо будет разместить таблички типа «Маршрут №1 (бывший №37)» с перечнем главных остановок маршрута. Внутри салонов тоже повесить схемы маршрутов.
Кроме того, мэрия провела уже две горячие телефонные линии с горожанами по вопросам запуска новой маршрутной сети. Отклик был активный, вопросов задавали много.
Внесём и мы свой вклад в разъяснительную работу.

Как изменится маршрутная автобусная сеть в Комсомольске-на-Амуре в 2021 – 2025 гг.

Собрали для вас, уважаемые горожане, актуальную информацию по датам перезапуска маршрутов, количеству автобусов на линии, по соответствию старых/новых маршрутов.

С 1 октября 2021 года
Маршрут №1: 3-й мкр – ул. Уральская (нынешний 37-й).

После обновления перестанет заезжать на ул. Орехова. Вместо этого – поворот с пр. Московского на Советскую и по ней – до Уральской. По пути между Ленинским и Центральным округами будет заезжать в мкр. Парус. В привокзальном районе пойдёт не на Юбилейную (там сейчас конечная), а по кольцу Гамарника – Магистральное шоссе – Дикопольцева – Вокзальная. На линии будут работать до 10 автобусов одновременно.

Маршрут №2: мкр. Амурлитмаш – ул. Юбилейная (нынешний 33-й).
В привокзальном районе вместо конечной на Магистральном шоссе (остановка «Депо») появится кольцо Магистральное шоссе – Гагарина – Юбилейная – Дикопольцева. В Ленинском округе тоже поедет иначе: с Комшоссе – на пр. Победы до ул. Советской. Там поворот с выходом на пр. Московский и дальше – по привычному маршруту 33-го до конечной на магазине «Рассвет». А вот заезда на улицы Сусанина и Профсоюзную больше не будет.
Важно, что этот маршрут пойдёт вдоль проспекта Победы, где в 2022 году должен открыться региональный центр развития спорта, а годом позже – детский больничный комплекс. То есть ожидается увеличение пассажиропотока. На линии будут работать до 10 больших автобусов одновременно.

С 9 ноября 2021 года
Маршрут №7: Мкр. Старт – мкр. Амурсталь – набережная (нынешний 34-й).

Будет заходить на Амурсталь. Маршрут изменили по просьбе жителей Старта и посёлка им.Попова, которые прикреплены к амурсталевской поликлинике.

С января 2022 года
Маршрут №9: Автовокзал – мкр. Хапсоль (нынешние 9-й и 18-й).

Девятка продолжит ходить без изменений, а 18-й упразднят, потому что он полностью дублирует маршрут №9. Автобусов сюда, разумеется, добавят, чтобы на линии работало до 10 единиц среднего/большого класса.

Маршрут №19: Ж.-д. вокзал – ул. Уральская (нынешний 19-й).
Вот он изменится сильно. Сейчас в Ленинском округе автобус ходит по Советской, Ленинградской, Орехова улицам и проспекту Победы. После обновления будет с Уральской поворачивать на пр. Копылова, потом на Калинина и – до самого Комшоссе ехать по прямой. По пути в Центральный округ будет заезжать в мкр. Парус. В Центральном округе тоже пойдёт по-другому: через ул. Кирова до одноимённой площади. Потом по Аллее Труда аж до ул. Лесной. Сейчас там конечная, но обновлённый маршрут удлиняется: по Лесной через новую Ленина выходит на ул. Химическую, потом на Гамарника, на Магистральное шоссе и только там успокаивается. Конечная – ж/д вокзал.
Кстати, на пр. Копылова остановки не будет, хотя очень хочется и горожане просят. Начальник отдела транспорта администрации Комсомольска Дмитрий Корнев объясняет: нельзя просто взять и обустроить остановку в любом удобном для пассажиров месте. Сделаешь так, и завтра мэрию завалят штрафами и грозными предписаниями от прокуратуры. Потому что есть целая гора нормативных актов, регулирующих, где можно, а где нельзя делать остановку. И ты обязательно что-нибудь нарушишь.
Однако время до запуска обновлённого 19-го маршрута есть, и мэрия не сдаётся, ищет место для остановки на Копылова. Может, и найдёт.

Маршрут №22: Хладокомбинат – мкр. Амурсталь (нынешний 22-й).
Практически не изменится, лишь станет длиннее на одну остановку. Конечной будет не Юбилейная, а Станционная. На линии будут работать до 6 машин большого/среднего класса одновременно.

Маршрут №23: Набережная – ул. Уральская (нынешний 23-й).
И он останется прежним. Только с заездом в мкр. Парус. На линии будут одновременно работать до восьми больших/средних автобусов.

С февраля 2022 года
Маршрут №10: Автовокзал – мкр. Таёжный (нынешний 10-й).

Он не изменится. На линии будут работать до 5 автобусов одновременно.

Маршрут №3: (нынешний 3-й).
Почти не изменится. Только будет захватывать новую ул. Ленина и Вокзальную, где стоит детская поликлиника и всегда много пассажиров. На линии будут работать до 10 больших и средних автобусов.

Маршрут №5: Автовокзал – ул. Уральская (нынешний 5-й).
Продлён до Ленинского округа по ул. Лазо (через «пьяную» дорогу). В итоге протяжённость маршрута увеличится почти вдвое. На линии будут работать до трёх малых/средних либо средних/больших автобусов, на усмотрение перевозчика.

Маршрут №6: Мкр. Индустриальный – ул. Уральская (нынешний 6-й).
Он не изменится вообще. На линии будут работать до трёх малых/средних либо средних/больших автобуса, на усмотрение перевозчика.

Маршрут №16: Автовокзал – мкр. Дружба (нынешний 27-й).
Останется без изменений. На линии будут работать до семи автобусов большого/среднего одновременно.

Маршрут №20: Хладокомбинат – набережная (нынешний 20-й).
Останется почти прежним, разве что конечную перенесут с пл. Кирова на набережную. Путь такой: по ул. Кирова мимо педуниверситета, поворот на Орджоникидзе, выход на пр. Мира. И по прямой до речного вокзала. До семи больших/средних автобусов на линии.

С марта 2022 года
Маршрут №8: 66-й квартал – ул. Уральская (нынешний 31-й).

В Центральном округе будет доезжать по пр. Октябрьскому до ул. Дзержинского (до мемориала, где Вечный огонь). На Дзёмгах пойдёт не через Московский проспект, а по Ленинградской улице. На линии будут работать до 10 автобусов одновременно.

Маршрут №21: Набережная – мкр. Амурсталь (нынешний 25-й).
Его продлят до набережной, в остальном – никаких изменений. Дополнительный отрезок будет выглядеть так: с сегодняшней конечной (Дворец творчества детей и молодёжи) автобус выходит на Дзержинского, сворачивает на пр. Октябрьский к речному вокзалу. Там – новая конечная. В обратный путь выходит по пр. Мира, сворачивает на Дзержинского, далее Дворец творчества детей и молодёжи, и поехали по 25-му маршруту, как сейчас. На линии будут работать до семи больших/средних автобусов одновременно.

Маршрут №24: Ул. Уральская – мкр. Амурлитмаш – ул. Уральская (нынешний 24-й).
Был и останется чисто дзёмгинским маршрутом. Но пойдёт более широким кругом, захватывая улицы Радищева и Ленинградскую. Обновлённый вариант выглядит так. Сначала всё, как всегда: выезжаем с Уральской, потом Советская, Ленинградская, Орехова, Лазо, Водонасосная… Сворачиваем на Культурную, и тут – внимание! – уходим на Сусанина. Едем до ул. Радищева, сворачиваем на Ленинградскую. По ней – до ул. Лазо, оттуда выходим на пр. Победы. Потом сворачиваем на Орехова (рынок «Клюшка») – и опять всё привычно: Ленинградская, Советская, Уральская. На линии будут работать одновременно до восьми больших/средних автобусов.

С мая 2022 года
Маршрут №12: Хладокомбинат – набережная (вместо 30-го).

Значительную часть этого маршрута пустят по ул. Комсомольской. Изменится также участок маршрута после пл. Кирова. Теперь автобус будет поворачивать на Аллею Труда, а к набережной пойдёт по пр. Октябрьскому. На линии будут работать до 10 автобусов одновременно.

С октября 2022 года
Маршрут №11: Автовокзал – ул. Юбилейная (нынешний 11-й).

Почти не изменится, только будет ещё заворачивать на ул. Юбилейную в привокзальном районе. До 12 автобусов большого и среднего класса на линии.

С 3 декабря 2022 года
Маршрут №4: Мкр. Амурлитмаш – мкр. Привокзальный (вместо 21-го и 32-го).

Будет обеспечивать транспортную доступность в районах больницы №7 и ж.-д. вокзала. Захватит участки Магистрального шоссе и ул. Гамарника до ж.-д. вокзала. На линии будут работать до 10 больших и средних автобусов.

Маршрут №17: Автовокзал – ж.-д. вокзал (нынешний 17-й).
Останется прежним. До семи автобусов большого класса на линии.

Маршрут №18: Хладокомбинат – автовокзал (нынешний 26-й).
По городу будет ходить так же, но станет длиннее. После ул. Дикопольцева (сейчас там конечная) добавятся три остановки – на Магистральном шоссе, ул. Гагарина и ул. Станционной (новая конечная). На другом конце маршрута после пл. Кирова добавятся две остановки с конечной на автовокзале.

С 2025 года
Маршрут №13: Автовокзал – мкр. Западный (нынешний 107-й).

Не изменится. Ждать перезапуска маршрута с новыми требованиями к перевозчику придётся долго, потому что ныне работающий здесь предприниматель получил свидетельство до 2025 года. По словам начальника транспортного отдела администрации города Дмитрия Корнева, перевозчик сложный: на него пассажиры жалуются. Может зимой вместо больших автобусов поставить на линию маленькие. Может вообще не впустить ни одной машины… Администрация города пока пробует договориться с ним по-хорошему, чтобы работал добросовестно. Если не получится – будет по-плохому. После первой жалобы – предупреждение, после второй – выговор, после третьей – судебный иск.

Маршрут №14: Хладокомбинат – мкр. Таёжный (нынешний 29-й).
Останется почти прежним, только длиннее на одну остановку. Конечная сейчас на ул. Юбилейной, а станет на ул. Станционной. До трёх автобусов большого/среднего класса на линии.

Маршрут №15: Мкр. Амурлитмаш – мкр. Хорпинский (нынешний 28-й).
Сейчас маршрут петляет по Дзёмгам, как заяц: ходит по ул. Щорса и Орехова, по Лазо и Ленинградской. После корректировки будет ездить вдоль пр. Победы. Потом – поворот на пер. Дворцовый и дальше – как привычный 28-й до самого Хорпинского совхоза.

Андрей МЕЛЬНИКОВ

Яндекс.Метрика