Если звонят из «банка»

Андрей Кузнецов, начальник службы участковых и ПДН отдела полиции №4:

— Звонки жертвам мошенников поступают не только с мобильных, но и со стационарных телефонов. Бывает, что звонят и с так называемых «горячих линий», номера которых начинаются с цифры «800». При этом звонящие представляются сотрудниками банка, микрофинансовой организации. Жертвам говорят, что на них совершается кибернетическая атака, взлом сети, попытка получить доступ к счёту и так далее.

Если вы начали разговор с мошенниками, значит, вы уже попали на их удочку, начинаете паниковать. Мошенники грамотно и умело пользуются этой паникой. Они также прекрасно понимают, что между вами и головным офисом банка семь часовых поясов. Именно поэтому они обычно звонят после 18 часов, когда закрываются местные представительства банков. Человек не может никуда обратиться – банк уже закрыт, узнать, что там происходит со счётом, невозможно.

Конечно, есть ещё Интернет, есть сервисы, которые позволяют наблюдать дистанционно за своими средствами. Но мошенники, как правило, ориентированы на пожилых граждан, которые технически неграмотны, не могут пользоваться приложениями на смартфоне, не могут выйти в Интернет.

К сожалению, статистика неумолима. Несмотря на предупреждения, люди снимают со своих счетов большие суммы, берут кредиты, закладывают своё имущество, чтобы отдать деньги мошенникам. Речь может идти о самых разных суммах – от 5 тысяч до 6 миллионов рублей. Преступники не гнушаются никакими размерами добычи. В результате человек снимает деньги со своего счёта или берёт кредит, после чего по совету «сотрудника банка» закладывает их в банкомат на другой счёт, якобы секретный.

На самом деле нет никаких секретных счетов. Никто не будет звонить вам из Центрального банка России, из системы ФСБ, МВД и иных структур, предлагать снять деньги. Никто из ФСБ или МВД не будет говорить «посмотрите в «Гугл». Даже если в банке проходят какие-то проверки, это всё происходит внутри и не касается граждан. Это просто профессиональные психологические уловки. Но весь профессионализм заканчивается, когда вы начинаете сомневаться.

Очень важно для мошенника, чтобы вы оставались с ним один на один. Положить зерно сомнений гораздо проще, если человек находится в коллективе, даже когда вас в кабинете всего двое. В разговоре с «сотрудником банка» вас выдают мимика, моторика, вы начинаете привлекать внимание. Другой человек начинает интересоваться причинами такого поведения, вы рассказываете, а это мошеннику не нравится. Он говорит: выйдите из кабинета или войдите в комнату, чтобы остаться одному. Когда вы в одиночестве, вас проще загонять в угол.

Поймать телефонных мошенников очень непросто. Это процесс трудоёмкий, к нему подключается большое количество сотрудников и технических средств, потому что сложно отследить звонок. Сами номера телефонов, даже если они и известны, не зарегистрированы на каких-то определённых лиц или организации.

С другой стороны, количество таких преступлений достаточно большое – только в Комсомольске их регистрируется до двух-трёх ежесуточно. И это при том, что обращается в полицию далеко не каждый потерпевший, а только тот, кто потерял не менее 20-30 тысяч рублей. Как правило, многие жертвы уже слышали о подобных мошенничествах, но не смогли справиться с ситуацией, когда дело коснулось непосредственно их самих.

Что не нужно делать при разговоре с мошенниками

При первом подозрении мошенничества не продолжайте разговор, сбросьте соединение.

Если не смогли отказаться от разговора, не сообщайте номер карты, пароли, секретный код с обратной стороны карты. Банк и так обладает вашей персональной информацией, она ему не нужна.

Не нужно бежать в банкомат, снимать деньги, перекладывать на другой счёт и отправлять их кому-либо.

Не верьте ни одному слову во время такого звонка. Если вам говорят, что взятый вами кредит вернётся вместе с процентной ставкой и страховкой, знайте – это ложь. Никто из преступников никому ничего не вернул.

Помните: если с вашим счётом происходит что-то непонятное, банк его просто заблокирует, но не станет вынуждать брать кредит или перекладывать деньги с одного счёта на другой. Разблокировать счёт вы сможете, придя в офис банка с паспортом.

Что нужно делать

Если вам позвонили и сказали, что с вашим счётом что-то не так, в разговоре будьте лаконичны и не эмоциональны. Отвечайте: «Спасибо за информацию». После чего отправляйтесь в ближайший офис вашего банка. Даже если у вас с собою нет паспорта, там никто не откажет в помощи. Правильно обрисуйте ситуацию. Вам сразу скажут, что звонили преступники, которые хотят получить от вас деньги.

Если мошенники всё-таки «довели» вас до банкомата, вынудили снять деньги со своего счёта, вы уже их в руках держите, не стоит снова вносить их в банкомат. Положите их себе в карман и успокойтесь. Скажите мошенникам: «Мои деньги при мне, спасибо вам за помощь».

Достаньте свою банковскую карту и посмотрите на обороте номер контактного телефона. Он точно не будет соответствовать тому, с которого вам только что звонили.

Яндекс.Метрика