Полёт на тонкой ниточке

Самолёты для Комсомольска-на-Амуре явление знаковое. Развитию авиастроения уделялось особое внимание с первых лет основания города. Всем хорошо известно, что авиастроение немыслимо без подготовленных кадров, людей, по-настоящему с детства увлечённых авиацией. И немалый вклад в становление российского авиапрома внесли секции авиамоделизма. Именно с построения авиамоделей начинали свой путь в авиацию многие конструкторы, лётчики, инженеры и рабочие авиационной промышленности.

А вот были времена…

Комсомольск не является исключением. Одна из таких секций в нашем городе находится в МОУ «Центр дополнительного образования «Дзёмги».

— Авиамоделизм у нас начал развиваться ещё в начале 1960-х годов, — говорит руководитель авиамодельной секции Павел Немыкин. – Первая секция образовалась при заводском клубе им. Баранова. Энтузиастами выступили инженеры авиазавода. Сегодня из тех первых людей, кто стоял у истоков развития авиамоделизма на Дзёмгах, остался Геннадий Грек, в прошлом году ему исполнилось 75 лет.

Но если кто и поставил секцию с нуля, так это Владимир Абрамов. В 1967 году заводская команда авиамоделистов первый раз выступила на Всесоюзных соревнованиях авиамоделистов Министерства авиационной промышленности, так называемых «маповских». К тому времени здесь была сформирована не только детская, но и взрослая команда.

Затем был период жизни на улице Орехова, 65, где авиазавод выделил авиамоделистам помещение в два этажа и полный набор станков. Три педагога, три группы по 60 человек, 40 человек только взрослых спортсменов. В 80-е годы секция авиамоделизма пережила наибольший подъём и была одной из лучших не только в городе, но и в стране.

— В 70-х годах, будучи школьником, я переехал в город из деревни, увидел авиамодели, и у меня сразу глаза загорелись, осенью прибежал в секцию, — рассказывает Павел Алексеевич. — Сначала занимался на городской станции юных техников, потом пошёл в техникум, затем в клуб юных техников на Дзёмгах. К тому времени я уже работал на авиазаводе и с него впоследствии перешёл на работу в Центр «Дзёмги».

От гвоздя до самолёта

Сегодня секция авиамоделизма в Центре дополнительного образования «Дзёмги» — это четыре группы по двенадцать человек. Две группы — первого года обучения, одна – второго, группа третьего года и далее. Детей стараются принимать с 10 лет, к этому возрасту ребёнок умеет и мыслить, и молоток в руках держать. Последнее время много детей записывают родители.

— Бывает, мама-одиночка приводит сына. Ей надо, чтобы пацан научился работать руками, умел бы гвоздь забить, — говорит Павел Немыкин. — Другим просто интересно. Увидели в парке или на соревнованиях выступления авиамоделистов и загорелись идеей ими стать.

На занятиях дети учатся работать с чертежами, шаблонами, заготовками. И постепенно технология изготовления модели откладывается в голове. Ведь прежде чем изготовить деталь, надо сначала взять материал, знать, что такое металл и какой он бывает.

Павел Алексеевич сетует на разницу поколений 80-х годов и сегодняшнего времени. Раньше ребята приходили, то они хоть что-то могли сделать — рогатку, деревянный пистолет, то есть имели навыки работы руками. Сейчас в четвёртом классе ребёнок не может работать карандашом по пенопласту, по линейке не способен что-то отмерить. Изначальный уровень мышления подростков изменился к худшему, и немалой виной тому служит проведённое за компьютером детство, в результате которого подросток развивает разве что два пальца.

— Булка хлеба из компьютера не выпадет. Если надо сделать физически осязаемую вещь, придётся брать в руки инструмент, — рассуждает Павел Немыкин. — В первую и основную очередь мы учим работать головой и руками. Ребята получают навыки инженерного мышления.

В новое время со старыми технологиями

До сих пор в секции прорабатывается вся линейка авиамоделей, освоено более 20 их классов. За последние годы в авиамоделизме произошли заметные изменения, пришло время электрических и радиоуправляемых самолётов. Однако наши авиамоделисты пока пользуются двигателями в основном прошлых времён. Новые китайские очень плохого качества, вот и приходится поддерживать в форме старые советские. Их восстанавливают, ремонтируют, переделывают.

Но кое-что родители всё же покупают через Интернет — те же двигатели, только более продвинутые, радиоаппаратуру.

Павел Алексеевич признает:

— Все моторы по линии ДОСААФ делались в основном на Украине. Киевский завод ДОСААФ был очень мощным. И хотя страна уже другая, надо признать, что лучшие в мире моторы до сих пор делают в Киеве. Традиции, преемственность в авиации имеют определяющее значение.

До сих пор в секции сохраняются и поддерживаются исторические авиамодели. Ониделались в 1986 году к 50-летию выпуска первого самолёта на авиазаводе. Правда, сейчас они уже не летают – уж больно древние сами по себе. Тем не менее образцы практически всех самолётов, которые выпускал завод, представлены в коллекции: Р-6 – первый самолёт, выпущенный авиазаводом, ДБ-3, ДБ-3Ф (Ил-4), Ли-2, МиГ-15, МиГ-17, Су-7. Су-17 стал последним самолётом, на который секции дали чертежи для воспроизводства в модели.

— Одно время хотели сделать для завода модель последнего современного самолёта, но в КБ нам отказали в чертежах. Всё секретное. Так что сейчас мы подобные модели не делаем, просто не стоит задача. Учим школьников производственному, конструкторскому мышлению, работать руками.

У секции авиамоделизма ЦДО «Дзёмги» на этот год большие планы. В апреле они примут участие в соревнованиях по воздушному бою, в которых два экипажа стараются отрубить ленту, прикреплённую к самолёту соперника. В мае участники соревнований приедут в Комсомольск запускать кордовые модели. В июне уже комсомольчане отправятся в Хабаровск участвовать в соревнованиях по радиоуправляемым самолётам. А в сентябре будут запускать свободнолетающие модели.

Занятия авиамоделизмом учат ребят мыслить на инженерном уровне. И пусть не все дети впоследствии свяжут свою жизнь с авиацией, но они смогут проявить себя во всех сферах производства. И всё потому, что научились работать руками, думать креативно на техническом уровне.

Кордовая модель — аппарат, летающий по кругу и управляемый при помощи нерастягиваемых нитей или тросов (корд). У пилота есть возможность заставить маневрировать самолёт по вертикали в пределах полусферы радиусом, равным длине корд. Тяга модели обеспечивается двигателем внутреннего сгорания. Запускают кордовые модели на специально подготовленной площадке — кордодроме.

Яндекс.Метрика