Русские стоят, словно глыбы

Выставка к 90-летию скульптора, почётного гражданина Комсомольска Надежды ИВЛЕВОЙ открылась на минувшей неделе в Музее изобразительных искусств. Это совместный проект двух городских музеев – художественного и краеведческого.

На выставке представлены живописные работы и скульптуры Надежды Семёновны, а также документальные материалы, посвящённые ей. Свой юбилей Надежда Ивлева отметила 25 января.

В Комсомольск будущего его почётного гражданина привела судьба. Отучившись на скульптора в Ленинграде, Надежда Ивлева по распределению должна была поехать в Украину на керамический завод. С керамикой на тот момент совсем молодая девушка никогда не работала и ехать туда особо не хотела.На её счастье, при распределении один из парней, который должен был отправиться в Комсомольск-на-Амуре, женился и отказался от поездки. Тогда Надежде Ивлевой предложили занять его место. Она, не задумываясь, согласилась и никогда об этом не жалела. Не раз родные единственной на Дальнем Востоке женщины-скульптора звали её вернуться в Ленинград, но та не соглашалась. Душой прикипела к дальневосточным местам.

— В Санкт-Петербурге часто очень пасмурно и плачет небо, — отметила Надежда Ивлева. — Там нет такого солнца, такой природы, как на Дальнем Востоке. Поэтому я не уехала из Комсомольска, как бы меня ни звали.

За длительную творческую деятельность, насчитывающую более 65 лет, скульптором были созданы десятки различных произведений. Одно из самых масштабных — Мемориальный комплекс землякам-комсомольчанам. Его уменьшенная модель представлена на юбилейной выставке. Надежда Семёновна рассказала, что толчком к созданию знакомого нам внешнего вида мемориала для неё стало письмо немецкого офицера, в котором тот говорил, что русские солдаты стоят, словно глыбы.

В то время существовало несколько вариантов Мемориального комплекса землякам-комсомольчанам, — вспоминает Надежда Ивлева. —  Вместо глыб с лицами воинов должны были быть установлены фигуры в полный рост. Но на их изготовление у нас просто не оказалось времени. Мы и так работали с девяти утра до десяти часов вечера практически ежедневно. Поэтому было решено сделать лики, которые олицетворяли бы идею того, что русские стоят, как каменные глыбы.

Между прочим, фигуры солдат внутри полые и представляют настоящий лабиринт. Надежда Семёновна вспомнила, как на церемонии открытия мемориала один любопытный чиновник зашёл вовнутрь и «потерялся». К счастью, его вовремя хватились и вызволили на свободу.

В экспозиции можно увидеть бюсты комсомольчан Юлии Чепаловой и Леонида Воробьёва. Последний присутствовал на открытии и даже посвятил Надежде Ивлевой стихотворение. А глава города Александр Жорник назвал Надежду Ивлеву гордостью Комсомольска.

Надежда Семёновна является также автором мемориальных досок Георгию Цивилёву, Нине Ярцевой, Николаю Заболоцкому и Владимиру Пендрие, бюстов Алексея Маресьева и Александра Пушкина. Она же воссоздала в Хабаровске памятник этому поэту. И это далеко не весь перечень творений женщины-скульптора. Надежда Ивлева практически сразу после приезда в Комсомольск реставрировала бюст Иосифа Сталина, который в то время был установлен в одном из городских училищ. Студенты случайно разбили его. После реставрации Сталин стал выглядеть, как новый. Творениями Надежды Семёновны являются и рельефы, сделанные на здании бывшего кинотеатра «Октябрь». В данный момент в нём на протяжении многих лет находится театр юного зрителя.

Надежда Ивлева помогала своему мужу скульптору Сергею Николину работать над памятником воинам-строителям, участникам ледового перехода по Амуру, установленному неподалёку от драматического театра. Работа над ним была завершена только через 25 лет после его заказа.

Надежда Семёновена была лично знакома с почётным гражданином города Владимиром Любимовичем Пендрие, бюст которого она сделала к его юбилею. С теплотой Надежда Семёновна вспоминает о первом знакомстве с первым врачом Комсомольска.

— Владимир Любимович встретил меня с очень серьёзным видом, — вспоминала Надежда Ивлева. — Он подумал, что я одна из его пациенток и пришла к нему на приём. Я объяснила, что меня попросили сделать его портрет. Владимир Пендрие согласился и пригласил меня с инструментами к нему домой. Потом в течение нескольких лет я дружила с его семьёй. Хорошо общалась с его женой. Владимира Любимовича я запомнила как настоящего русского интеллигента. Ко всем он относился на равных, и никогда я не слышала от него дурного слова.

Надежда Ивлева — заслуженный художник России. В их семье было четверо детей, и все, по её словам, хорошо рисовали. Такой талант у Надежды Семёновны от матери. Это она поняла, когда приехала на празднование маминого 80-летия. Она попросила маму нарисовать что-нибудь на память и была очень удивлена, узнав в этих рисунках очень похожие на её детские творения.

Среди картин художницы много портретов и натюрмортов. Но особое предпочтение она отдаёт изображению цветов.

— Мне нравятся в цветах свежесть и жизнь, это я и стараюсь передать в своих натюрмортах, — признаётся Надежда Ивлева. — При этом, как и любая женщина, люблю, когда мне дарят цветы. У меня был случай, когда я принесла домой букет и не знала, куда его поставить. Тут у меня появилась идея изобразить его на чёрном фоне. Так появился натюрморт «Нарциссы», который можно увидеть на моей юбилейной выставке.

Некоторые свои творения Надежда Ивлева доводит до совершенства годами. К примеру, над бюстом скульптора Сергея Николина она работала на протяжении 27 лет. Его она назвала мечтателем, отметив, что он был очень добрым человеком и всегда готовым помочь другим людям. На протяжении многих лет Надежда Ивлева хотела сделать мемориальную доску Сергею Николину и даже создала её эскиз. Но пока это лишь в планах, как и отливка в металле знаменитой скульптуры нанайской матери. Пожелаем прославленному скульптору творческого долголетия и отметить ещё не один юбилей!

Предана Комсомольску

Леонид ВОРОБЬЁВ, ветеран труда, поэт, руководитель городской организации «Дети войны»:

— В 70-х годах я, будучи вторым секретарём горкома комсомола, входил в совет, который принимал работы художественных мастерских, созданных по заказу администрации. И там я впервые познакомился с молодыми художниками, среди которых была и Надежда Ивлева.

Им понравилось со мной сотрудничать, мы подружились. В то время шла полоса отчётно-выборных конференций, связанных с 40-летним юбилеем Комсомольска-на-Амуре, и вся молодёжная тематика — изготовление планшетов, наград, общего вида выставок — начинала свой путь в художественных мастерских. Надежда Семёновна в качестве художника-консультанта активно принимала участие в работе.

Надежда Семёновна человек прямой, без экивоков. Легка на подъём, всегда весёлая. Никогда она не позволяла себе грубых выражений, но в работе всегда действовала жёстко и справедливо.

Надежда Семеновна состоит в организации «Дети войны», и мы взяли над ней шефство. Кроме того, сотрудники молодёжного центра «Юность» организовали группу помощников, которые делают ремонт её квартиры. Надежда Семёновна беззаветно любит Комсомольск. Несколько лет назад из Петербурга приезжал её брат, он предлагал переехать, но она отказалась, ведь в этом городе все её друзья, вся жизнь.

Мастер идей

Владимир БАЕВ, пенсионер, в 1960-е годы работал в должности главного архитектора города Комсомольска-на-Амуре, принимал непосредственное участие в строительстве Мемориального комплекса «Землякам-комсомольчанам, павшим в боях за Родину в суровые годы Великой Отечественной войны»:

— Надежда Семёновна – человек очень работоспособный, настоящий профессионал. Как человек, она лёгкий в общении, порядочный, всегда прислушивалась к советам. Дачи у неё не было, и она совмещала отдых с работой. Помню, мы — я и Эдуард Синельников, начальник отдела культуры горисполкома, — часто собирались в её мастерской и за чашкой чая в творческой атмосфере решали различные технические вопросы, обсуждали варианты мемориальных досок известным комсомольчанам, тонкости эксплуатации Мемориального комплекса.

В 1965 году вышло постановление Совета министров о запрещении строительства памятников. После войны все регионы выразили желание возвести памятники погибшим землякам, а это траты бюджетных денег, с которыми в послевоенные времена и так было трудно.

В 1969 году первый секретарь горкома партии Александр Буряк собрал руководителей крупных предприятий города и поднял вопрос о строительстве памятника при отсутствии бюджетных денег. Все согласились, помогали кто чем мог. Шёл сбор средств и среди горожан. Всё делали тихо и быстро.

У нас было несколько вариантов памятника, но остановились на предложении Надежды Ивлевой. Здесь ведь самое сложное – найти идею. А с этим у Надежды Ивлевой всегда было хорошо. Как сейчас принято говорить, она очень креативный человек.

Материал подготовили Евгений Моисеев и Евгений Сидоров

Яндекс.Метрика