Кукольный мир Ольги КОРОБКО

Героиня этой истории – комсомольчанка, работает воспитателем, а в свободное время мастерит тканевых куколок, причём не просто интерьерных, которыми уже давно никого не удивишь, а портретных – с лицами, срисованными с фотографий реальных людей, при этом с точной передачей мельчайших деталей причёски и одежды.

– Куклы со мной всю мою жизнь: сколько себя помню, столько их и делаю, – говорит Ольга. – Правда, портретными занялась относительно недавно, лет пять назад: я рисую шаржи, и знакомые попросили такой на свою дочку, но не на бумаге, а кукольный. Хотя я сильно сомневалась в результате, но взялась. Куколка получилась очень похожей на ту девочку, её родители остались довольны. Сработало сарафанное радио, ко мне стали обращаться с подобными заказами другие люди, и пошло-поехало.

На сегодняшний день шаржевые кукольные копии живых людей в исполнении Ольги Коробко есть как минимум у полусотни наших соотечественников по всей стране. Среди них довольно известные, например, хабаровский хоккеист Сергей Плотников (сестра ему на день рождения подарила). И даже фотографии для сравнения не надо, чтобы сразу понять, чей же это «портрет» – схожесть стопроцентная.

Как рождается кукла-двойник

Ручки, ножки, голова куклы шьются из бязи и очень плотно набиваются синтепоном до твёрдости – так, что, когда стучишь ими по столу, слышен характерный звук. Затем все швы прячутся под слоем акриловой шпаклёвки по дереву, шлифуются, после на заготовки в три слоя наносится специальный грунт, смешанный в определённых пропорциях с клеем ПВА с добавлением телесного пигмента. После полного высыхания (на это уходит два-три дня) снова обрабатывается наждачной бумагой. Только после всех указанных манипуляций можно приступать к сборке деталей (все они подвижные, им можно придать любое положение) и раскраске личика. Примечательно, что личико у портретных куколок совершенно плоское, если смотреть на них в профиль. В анфас же – невероятный эффект объёма. Достигается он при помощи техники рисования 3D: «светом и тенью, вот и всё», объясняет Ольга. Для рельефа она делает только утяжки нитками в области уголков глаз, рта и подбородка для обозначения. К слову, выкройки тела для куклы, за редким исключением, стандартные, а вот для головы каждый раз приходится делать индивидуальные, поскольку у всех разный овал.

– Лица у большинства людей, как правило, немного ассиметричны, и это нормально, но на личике куклы нужна строгая симметрия, – рассказывает Ольга. – Вообще рисовать на кукле гораздо сложнее, нежели на бумаге, можно ошибиться с пропорциями. Я обычно проверяю сама себя, сфотографировав работу: на снимке можно разглядеть свои «косяки». К счастью, такой брак всегда можно исправить – для этого нужно просто снять слой уже нанесённой краски наждачкой. Готовое личико сверху закрепляется лаком, и потом его даже можно протирать от пыли влажной тряпочкой.

И швец, и жнец

По образованию Ольга Коробко педагог и модельер-конструктор, также у неё за плечами общий курс художественной школы. Увлёкшись изготовлением куколок, девушка освоила множество «сопутствующих» профессий. Она действительно мастер на все руки: и парикмахер, и швея, вязальщица, валяльщица, сапожник, скорняк, ювелир, столяр… Ведь куколке, поскольку она должна соответствовать своему оригиналу, нужно соорудить такую же, как у него, причёску, пошить такую же в точности одежду, головной убор, стачать обувку, сделать подставку, снабдить аксессуарами. Сделать миниатюрные наручные часы, крест на шее, ремешок в брюках, серьги в ушах, шевроны, рюкзачок за спиной, хоккейный шлем и даже фотоаппарат – для мастерицы не проблема. Ольга изготавливает их из запекаемой полимерной глины, вырезает из пеноплэкса, кожи, пластика, маникюрного лака.

– Финишное покрытие для маникюра – вообще шикарная вещь для имитации стекла, например, очков. Ему любую форму можно задать, просто залив в основу и дать затвердеть, – говорит художница. – Но моя отдельная любовь – это изготовление кукольной обуви, всяческие сандалики, сапожки, туфельки, унты и валенки. И чем они миниатюрнее, тем интереснее мне над ними работать. Я даже беру такие заказы от других рукодельниц, которые занимаются куклами, но башмачки для них отчего-то не хотят сами делать.

Даже пуговки для одежды Ольга мастерит сама, потому как столь крохотных в продаже не найдёшь. Здесь в ход идет в основном мягкий пластик, например,  разноцветные капроновые крышки для стеклянных банок. Из них вырезаются кружочки пробойниками (металлические трубочки с острыми концами) разного диаметра в зависимости от нужного размера пуговки, а дырочки для пришивания прокалываются шилом. Если нужны какие-то «сверхъестественные» пуговицы, сверху приклеиваются стразики. Что касается причёсок, то здесь Ольга применяет белую шерсть ангорской козы – она очень мягкая, шелковистая, легко поддается расчесыванию, завивке и окраске в любой цвет. К слову, для окрашивания используется обычная краска для волос.

Куклы – стимул к знаниям

Большинство заказчиков просят Ольгу сделать свои копии не в обычной одежде, а в каких-то оригинальных или национальных нарядах, и тогда ей приходится изучать историю костюма, какие-то национальные традиции. Например, однажды мужчина заказал свой прототип в старинном славянском костюме – Ольга сделала всё в мельчайших деталях, и вышитый поясок, и висящие на нём обереги и мешочек, и даже ножик в ножнах на поясе. А одна дама пожелала, чтобы её копия была в облачении Хюррем, героини известного турецкого фильма «Золотой век» — Ольге пришлось посмотреть несколько серий и перелопатить Интернет, чтобы повторить её наряд – и головной убор, и платье, расшитое золотом, и особые туфельки.

– Что мне нравится в работе над такими куклами – приходится много литературы читать, смотреть, какие костюмы, какие эпохи, – говорит мастерица. – Изучаешь, почему именно так, а не этак, что означает тот или иной элемент. То есть уже не бессознательно делаешь эти детали, украшения, а понимая, какой в них заложен смысл. То есть я развиваюсь не только в производстве собственно куколок, я одновременно получаю развитие для себя. Работа над такими куклами, конечно, очень трудоёмкая, на один экземпляр уходит месяц, так как делаю их только в свободное от основной работы и домашних дел время, но очень увлекательная. Иной раз могу засидеться за ней до утра.

Они бывают разные

Ольга делает не только портретных кукол, но и фантазийных, сделанных по другой технологии, с объёмными личиками. Носы, щёки и губы у них сделаны за счёт утяжек в нужных местах, а глазки – из простых деревянных бусин, которые Ольга также искусно расписывает. Обрамлены они ресничками, которые используются для наращивания в салонах красоты. Приклеивает их мастерица поштучно, с помощью пинцета – процесс очень кропотливый и долгий, но времени на это ей не жалко.

– Есть специальные кукольные ресницы на ленточке, можно использовать их, но смотрятся они неестественно и грубо, – говорит Ольга. – Поштучно клеить приходится порою по пять часов, но итоговый эффект того стоит: реснички будто действительно растут, и взгляд получается «живой».

Любимое ремесло

Кроме кукол, девушка делает и другие игрушки. Среди них, например, медвежат «под старину» – из винтажного плюша – набивает их опилками. А начиналось Ольгино творчество четверть века назад с самых примитивных интерьерных кукол из трикотажа, набитого поролоном, с вырезанными из картона глазками, волосами из пряжи для вязания.

– Раньше ничего не было, сейчас проще, можно купить все необходимые материалы и инструменты, найти в Интернете видеоуроки, – рассказывает Ольга. – Сейчас я уже сама мастер-классы записываю: я на знания не жадная, всегда делюсь тем, что сама знаю, какими-то хитростями, до которых дошла своим умом. Нас, увлекающихся людей, оказывается, очень много, для меня это было открытием. Соседка по дому, например, тоже заразилась, и если раньше она ко мне, как на экскурсию, ходила, то теперь настал мой черёд удивляться сделанными ею игрушкам, так она наловчилась.

Помимо изготовления кукол и других игрушек, у Ольги есть множество различных идей для творчества. Сейчас, например, появилась новая страсть: работа с кожей. Из-под руки мастерицы выходят великолепные кошельки, украшения, другие аксессуары. Говорит, что когда-нибудь бросит заниматься «кукольными делами» и полностью переключится на кожгалантерею. Но куклы пока не отпускают: любовь к ним слишком велика.

Светлана ШЕРСТОБИТОВА

Фото из личного архива Ольги КОРОБКО

Яндекс.Метрика