Напомним о вкладе Комсомольска-на-Амуре в общее дело Победы в Великой Отечественной войне.
Ушли на фронт
Свыше 40 тыс. комсомольчан сражались на фронте. Тысячи комсомольчан были награждены орденами и медалями, 18 человек получили звание Героя Советского Союза. 5 тыс. горожан не вернулись с полей сражений Великой Отечественной войны.
31 октября 1941 года под Новомосковском (Тульская область) вступила в бой с танками Гудериана 413-я стрелковая дивизия. Её 1322-й полк почти полностью состоял из комсомольчан.
История Комсомольска связана и со Сталинградской битвой. Несколько дивизий, сформированных из дальневосточников, среди которых были и комсомольчане, защищали Сталинград. Так, сражаясь за город на его ближних подступах, пал смертью храбрых политрук 205-й стрелковой дивизии, сформированной в Хабаровске, первостроитель Комсомольска Иван Сидоренко. В тех боях погибло ещё много наших земляков.
В годы Великой Отечественной войны стадион АСЗ «Судостроитель» (он располагался на ул. Кирова, на месте нынешних Хлебзавода № 3 и Дома быта) стал городским центром всеобщего воинского обучения. Здесь проходили практические занятия по подготовке будущих воинов. За годы войны было подготовлено 30 тыс. бойцов, в том числе 14 тыс. лыжников. По всеобщему воинскому обучению Комсомольск в годы войны занимал 1-е место.
Крылья Советов
В годы войны авиационный завод дал фронту 2575 боевых самолётов ДБ-3Ф (Ил-4), которые действовали на всех фронтах в качестве бомбардировщиков и торпедоносцев. 18 июля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Комсомольский-на-Амуре авиационный завод за образцовое выполнение заданий правительства по серийному производству боевых самолётов был награждён орденом Ленина.
Боевые корабли
С первых дней войны производство судостроительного завода было перестроено под фронтовые заказы. Завод в Комсомольске во время войны фактически оставался в нашей стране единственным предприятием, на котором выпускались крупные надводные боевые корабли. Со стапелей завода сошли девять боевых кораблей. Кроме того, здесь ремонтировали подводные лодки для Тихоокеанского военно-морского флота. Также ремонтировались корабли Амурской военной флотилии. В 1944 г. завод получил сложнейшее задание – за год построить два железнодорожных парома для переправы через Амур. Задание было выполнено точно в срок. Благодаря этим уникальным паромам и только что построенной линии Комсомольск — Советская Гавань летом 1945 года советские войска и техника были переброшены к Сахалину и Курилам и приняли участие в разгроме милитаристской Японии. Также завод выпускал боеприпасы и другую продукцию для фронта. За годы войны судостроительный завод действительно стал заводом, до войны эта была судосборочная верфь.
10 апреля 1945 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении завода №199 (Амурский судостроительный завод) орденом Трудового Красного Знамени.
Больше заводов
За годы войны в городе было завершено строительство и введены в эксплуатацию металлургический завод «Амурсталь», аккумуляторный завод, нефтеперерабатывающий завод, машиностроительный завод «Амурлитмаш». Все они выпускали продукцию для фронта.
В годы войны строился нефтепровод Оха — Комсомольск. А в 1943 году началось строительство железной дороги Комсомольск — Советская Гавань.
На женских и детских плечах
В годы войны значительную часть трудовых коллективов наших заводов составляли женщины и подростки. Так, на судостроительном заводе было много подростков — выпускников заводского ремесленного училища. Они работали по 12 часов в сутки, часто без выходных и нередко сверхурочно. По окончании смены, это примерно в 22.00, им выдавали обед — соевую котлету или суп с галушками.
И при этом комсомольчане собирали для бойцов Красной Армии тёплые вещи, сдавали деньги на строительство боевой техники. В городе располагалось несколько госпиталей. В годы войны в Комсомольске дислоцировалось несколько десятков воинских частей, и город им предоставлял помещения, жильё, земельные участки.
Также в городе в годы войны располагалось военное училище младших командиров – 2-е Владивостокское.
Говорит Комсомольск
Жители многих стран мира узнавали о борьбе СССР с фашистской Германией из передач, транслировавшихся Комсомольским радиоцентром на нескольких языках. Американские самолёты, перегонявшиеся своим ходом из США в СССР, по ленд-лизу, в качестве ориентира использовали передачи Комсомольского-на-Амуре радиоцентра.
Почти 30 тыс. горожан были награждены правительственными наградами за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны.
По материалам пресс-службы администрации Комсомольска-на-Амуре