Автопокрышкам – крышка

Привычный атрибут российских дворов – клумбы из старых резиновых колёс, сооружённые из них же лебеди, чебурашки и прочие поделки, – теперь вне закона.

Использование автомобильных шин в качестве любых элементов благоустройства дворов многоквартирных домов, детских и спортивных площадок, приусадебных участков в России с 2021 года является административным правонарушением.

Ядовитые и опасные

Чем же так провинились отработанные колёса, которые десятки лет люди приспосабливают под цветники, сооружают из них заборчики, спортивные снаряды, вырезают фигуры? Согласно новшествам в федеральном законодательстве, их применение приравнивается к размещению опасных отходов, оказывающих негативное воздействие на экологию и здоровье человека (класс опасности в федеральном классификаторе – IV). Росприроднадзор, Роспотребнадзор и иже с ними предупреждают: материалы, из которых изготовлены колёса, токсичны и под воздействием атмосферных осадков и солнечных лучей могут выделять в окружающую среду канцерогенные вещества, среди которых бензапирен и фенолы. А если шины вкопаны в землю, то они отравляют и её. Во многих городах нашей стран, например во Владивостоке, запрет на использование шин в благоустройстве на местном уровне введён ещё несколько лет назад.

Комсомольск-на-колёсах

Хотя закон уже год как действует, в нашем городе его только-только начали исполнять. На сегодняшний день случаи демонтажа автопокрышек с придомовых территорий единичны. Например, на прошлой неделе это произошло возле домов по ул. Дикопольцева, 39 и 41; в апреле исчезли резиновые вазоны и лебеди, украшавшие палисадник возле домика смотрителя ж.-д. переезда на ул. Севастопольской. Собственников квартир по пр. Мира, 32, управляющая компания также предупредила о предстоящей выкорчёвке колёс, коих в этом дворе с избытком. Между тем шины здесь несли вполне практичную и нужную функцию: в них сажали цветы, они защищали зелёные зоны от въезда на них автомобилей.… Поэтому жильцы вполне резонно задаются вопросом, что им может быть предложено взамен, поскольку пусть и такое убогое, но всё же благоустройство их двора при выкорчёвке колёс будет нарушено.

– Если начнут убирать, то нужно в тот же день решать этот вопрос, ставить какие-то заборчики, – говорит Виктор Гусев, житель дома по пр. Мира, 32. – Автомобилисты сразу начнут оставлять свои машины где попало. У нас и так они превратили детскую площадку в автостоянку, кругом теперь в сырую погоду грязь, а в сухую погоду – пыль. Думаю, никого из жителей дома это обстоятельство не радует.

Директор обслуживающей организации данного дома (ООО «ЖКХ-Амур») Игорь Лищенюк пояснил, что ему вместо демонтированных автопокрышек предложить нечего, кроме совета: жильцам нужно собираться, создавать инициативную группу, участвовать в различных программах по благоустройству дворов – благо что таковые существуют. В общем спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Но «cпастись», увы, удаётся не каждому.

– Это такие мучения – добиться хоть какого-то благоустройства во дворе: администрация города кивает на «управляйку», а та обратно на администрацию, – жалуется комсомольчанин Андрей в соцсети. – Если создавать ТОС и участвовать в программах, тоже не факт, что попадёте в них, вероятность маленькая. Так что не лезьте туда, где люди свой уют годами создавали, а если лезете, то делайте что-то взамен!

Как бы то ни было, рано или поздно все эти декоративные или функциональные поделки из автопокрышек должны исчезнуть с городских дворов. Соответствующие санкции как для физических, так и для юридических лиц, проигнорировавших требование контролирующих органов избавить свою территорию от шин, предусмотрены частью 1 статьи 8.2 КоАП. Для первых сумма штрафа составляет одну-три тысячи рублей, для вторых – до 250 тысяч, а то и административное приостановление деятельности на три месяца по решению суда.

Заплатить и обезвредить

Демонтированные изделия подлежат обезвреживанию или утилизации (она же вторичная переработка). На городской мусорный полигон их не вывозят, поскольку там не предусмотрено размещение опасных отходов, коими они являются. В Комсомольске-на-Амуре работают два предприятия, куда можно сдать автопокрышки: ООО «ДВ-Промпереработка», расположенное на Северном шоссе, 56/1, и ООО «Тапир-ЭКО» на ул. Радищева, 1. В первом шины просто сжигают в специальных установках, во втором делают резиновую крошку и текстильный корд (волокно). И там, и там покрышки принимают за плату, причём раскошеливается тот, кто их сдаёт.

Примечательно, что с обычными гражданами местные компании, принимающие лысую резину, не работают – договоры заключают только с юрлицами. То есть если сотрудники Роспотребнадзора, совершив променад по приусадебным или дачным участкам и обнаружив нелегитимный цветник, сделают хозяину предписание об устранении нарушений КоАП, то выполнить таковое будет крайне сложно – по крайней мере, законным путём. А посему в будущем наверняка стоит ожидать значительного увеличения числа стихийных свалок из отслуживших свой век резиновых колёс.

Круговорот колёс в природе

И напоследок о резиновой крошке. Это практически те же самые колеса, приравненные к отходам IV класса опасности, только в измельчённом виде. Или, как только резину покрошили, так она сразу превратилась в экологически чистый материал, которым можно выстилать детские и спортивные площадки? Между тем испарения от нагретого солнцем колеса-клумбы вы вряд ли почувствуете, а вот от сделанного из такой крошки покрытия исходит очень сильный характерный «аромат». Но против крошки из ныне запрещённых автопокрышек российское законодательство ничего не имеет.

Светлана ШЕРСТОБИТОВА. Фото автора

Яндекс.Метрика