Министр экономического развития Хабаровского края Виктор Калашников заверил, что развёртывание производственных мощностей для сборки лёгкого многоцелевого самолёта ЛМС-901 «Байкал» в Комсомольске-на-Амуре будет завершено в установленные сроки.
Опасения, что сроки могут быть сдвинуты вправо, возникли на фоне санкций, введённых странами коллективного Запада против России. Вопросы по импортозамещению в самолёте ЛМС-901 действительно есть. Например, двигатель, бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) и винт у опытного образца самолёта пока иностранные. Но отечественный двигатель уже разработан и проходит стендовые испытания. БРЭО российской разработки тоже на подходе, хотя конкретики по этой теме немного.
По словам Виктора Калашникова, первый серийный «Байкал» должен появиться в конце 2023 года. Есть дорожная карта проекта, реализацию которой внимательно отслеживает Минпромторг РФ. Ни о каком смещении сроков вправо даже речи не идёт. Не менее жёсткую позицию занимает и губернатор Хабаровского края: санкции санкциями, но о срыве установленных сроков – как в этом проекте, так и в ряде других важных для региона – нельзя даже заикаться.
Однако есть и другой вопрос. А где взять специалистов для нового производства? Два существующих авиационных предприятия в Комсомольске-на-Амуре уже сейчас испытывают кадровый голод, а с появлением третьего завода ситуация может усугубиться.
Виктор Калашников отметил, что проблема нехватки трудовых ресурсов характерна в целом для всего Хабаровского края, не только для Комсомольска. Частично её решает федеральная программа «Трудовая мобильность», которая была запущена в 2015 году. Суть её в том, что переезжающие работать на Дальний Восток получают выплату от государства в размере до 1 млн рублей.
Кроме того, на подготовку кадров для экономики региона направлен и краевой проект «Профессиональное мастерство», который позволит обновить материально-техническую базу техникумов и колледжей, создать 40 учебных мастерских и основать в 2022 году образовательно-производственный кластер «Машиностроение» под потребности Комсомольского-на-Амуре авиационного завода. А в нашем городе есть Губернаторский авиастроительный колледж, чья главная задача как раз и заключается в подготовке новых кадров для отрасли.
Напомним, ЛМС-901 – это разработка ООО «Байкал-инжиниринг» (дочернее предприятие Уральского завода гражданской авиации, г. Екатеринбург). Самолёт разработан, чтобы заменить собой легендарный Ан-2. «Кукурузник XXI века» будут собирать на производственной площадке в Комсомольске-на-Амуре неподалёку от территории КнААЗ. Одна из причин размещения цеха у нас в городе заключается в том, что главный заказчик «Байкалов» — единая Дальневосточная авиакомпания, которая создаётся на базе «Авроры».
К настоящему времени уже реализовано решение о распространении режима территории опережающего развития (ТОР) на тот участок, где планируется разместить производственные корпуса. Сейчас идёт подготовка документов, чтобы заключить соглашение с компанией «Байкал инжиниринг» и присвоить будущему предприятию статус резидента ТОР «Комсомольск».