Отзвенели последние школьные звонки. Впереди у старшеклассников – экзамены и самая настоящая взрослая жизнь, какой бы они её ни представляли. Выпускает свой девятый класс и учитель английского языка школы-интерната № 30 ОАО «РЖД» Мария Прохорова.
Недавно стало известно, что Мария заняла второе место во Всероссийском конкурсе учителей частных школ «Вклад учителя-2022», опередив 220 участников и выиграв 300 тысяч рублей.
— Работать в школе я мечтала самого детства, потому что любила свою первую учительницу, — рассказывает наша героиня. – Мой педагогический стаж — 14 лет, из которых 10 работаю в школе-интернате.
В моей копилке большое количество профессиональных побед: «Лучший педагогический работник Дальневосточной железной дороги», участник конкурса «Лучший учитель года Хабаровского края», победитель Всероссийского конкурса «Школа РыбаковФонд» в номинации «Учитель-предприниматель», победитель конкурса «Подними голову, и ты увидишь небо» (организатор конкурса — киностудия Т. Бекмамбетова), победитель конкурса «Учимся с Марусей» от VK-образование, победитель конкурсов методических разработок всероссийского, краевого и муниципального уровней.
— Почему вы выбрали преподавание английского языка?
— Моя учительница по английскому всегда говорила, что я никогда не заговорю на иностранном, потому что у меня слишком толстый язык. Тогда я придумала свой «иностранный» язык, научившись быстро переворачивать слова наоборот. Я и сейчас легко владею этим навыком, могу виртуозно перевернуть на ходу любое английское слово. После школы я поступила в педагогический колледж по специальности иностранный язык, была одной из лучших среди студентов, за что удостоилась премии мэра города. Окончила колледж, а потом и университет с красным дипломом.
— Расскажите про конкурс «Вклад учителя».
— Он проводился для лучших учителей частных школ России. Организаторы конкурса — Татьяна Есина, директор школы «Феникс» (Москва) и А. Кузьмин, директор гимназии имени Горчакова (г.Санкт-Петербург). Проводился конкурс второй год, длился четыре месяца.
Выполняя первое задание, нужно было снять видеоролик о том, какой я вижу школу будущего и какой вклад могу оставить для школы XXII века. Вторым испытанием было написать сценарий образовательного события. Третьим — реализовать сценарий другого участника конкурса. Эти три этапа были заочными.
Мой видеоролик получился с очень интересным сюжетом. Я пришла к ведьмочке и попросила отправить меня в будущее, чтобы своими глазами увидеть, какой вклад я смогу оставить в своей школе в будущем. Колдунья дала мне волшебные часы, с помощью которых я путешествовала во времени. Оказавшись в своей школе в XXII веке, я увидела, что дети по школе ездят на гироскутерах и полностью погружены в гаджеты и соцсети, а урок вместо меня ведёт робот. Тогда я этому роботу показала, что ни одно высокотехнологичное устройство никогда не заменит живого учителя. Показала роботу свой учительский фотоархив, познакомила со своей методикой, и он тоже захотел этому научиться. А закончился ролик цитатой великого немецкого педагога А. Дистервега: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».
Первоначально в конкурсе участвовали 220 человек, в финал вышли 10. Но жюри единогласно решило добавить ещё двоих, поэтому в финале, который проходил в Москве, оказалась «золотая дюжина». Нам нужно было участвовать в педагогических дебатах, выступать перед жюри из 55 человек с учительским стендапом… Многие отметили, что я очень легко держалась на сцене, но особенно все поразились, когда я стала переворачивать на ходу слова ведущего. Думаю, это и стало залогом победы.
— А премиальные 300 тысяч рублей отправятся на…
— …путешествия. Наша семья любит путешествовать. У нас подрастает первоклассница Алёна, которой хочется показать весь мир. Каждый год обязательно посещаем новые места. Но и, конечно, нужно вкладываться в своё развитие, самообразование, поэтому через месяц я еду в Калининград на Летнюю школу для учителей.
— Ваш выпускной класс…
— …точно мой самый лучший педагогический опыт! Могу признаться честно, порой мне было непросто. Класс достался озорной, весёлый, но с самого начала я интуитивно чувствовала, что именно я должна стать их классным руководителем. За четыре года произошло много интересных событий, мы всегда отличались креативностью, нестандартными подходами в школьной жизни.
Нынешние подростки — это люди со своей чёткой жизненной позицией, своим мнением, которое они готовы защитить и отстоять. Они — интересные, самобытные, креативные, талантливые. Готовы поддержать любую авантюру, особенно если это занятие их увлечёт. Тонко чувствуют подвохи и фальшь со стороны взрослых.
— А роль современного учителя отличается от роли учителя вашего детства? — Учитель должен ещё больше учиться, не сидеть на одном месте, постоянно самосовершенствоваться. На мой взгляд, очень важно понимать, что нет предела совершенству. Потому что современный педагог — это не единственный источник знаний, как это было в наше время. Он — проводник в мир реальной жизни, непредсказуемый, изменчивый и мобильный. Если ты горишь своей профессией, дети это чувствуют. Учитель должен мотивировать не словами, а поступками. Каждый раз стремиться познавать новое и шагать в ногу со временем.