В Комсомольске-на-Амуре уже не первый год энтузиасты движения «Амурия» реализуют проект возрождения традиционного ездового и охотничьего собаководства коренных народов Приамурья.
От редакции:
Мы обратились к организатору движения Константину ЕРЕМЕЕВУ с просьбой написать в газету материал об этом. Потому что, углубляясь в предмет изучения, он раскопал много интересных и неожиданных фактов об истории и культуре как малых коренных народов, так и русской экспансии на Дальний Восток. Вот этот материал.
Ездовое собаководство коренных народов Амура – это, на мой взгляд, наиболее недооценённая и наименее изученная из современных тем, относящихся к забытым традициям народов Приамурья. Мы уже более трёх лет изучаем этот вопрос и каждый раз открываем для себя что-то новое. Трудно ответить однозначно, почему канула в Лету эта важная промысловая и ремесленная традиция. Полагаю, тут был комплекс факторов. Россия XX века пережила очень много потрясений, и это, конечно, не могло не сказаться на культуре малочисленных народов Дальнего Востока. Волны русских переселенцев XIX века, революция 1917 года и установление Советской власти на Востоке России, технический прогресс, когда машины заменяли традиционные виды транспорта коренных народов, – всё это (и не только) стало в совокупности тем, что поставило крест на многотысячелетней истории использования человеком собак в Приамурье.
Мировая колыбель собаководства
Приамурье – действительно один из древнейших мировых очагов одомашнивания (доместикации) собак. Я бы даже сказал, мировая колыбель собаководства. По всей видимости, первые тунгусские племена, пришедшие сюда в период от 13 тыс. до н. э. до 10 тыс. до н. э. уже использовали собак для охоты и перемещения грузов – так называемое тягловое (наиболее древнее) собаководство. Нартовая езда (ездовое собаководство) в близком к современному виде появилась значительно позже, когда произошла неолитическая революция орудий труда. Человек начал использовать металлы для производства орудий труда, повысилась культура технологической обработки материалов. Всё это привело к появлению технологически продвинутых нарт и упряжи. Человек стал с помощью них и собак перемещаться на дальние расстояния. С этого момента, полагаю, и можно вести отсчёт истории традиционного ездового собаководства. Вероятно, это было в 3-1,5 тыс. лет до н. э. Хотя есть научные факты, подтверждающие, что развитое нартовое собаководство появилось гораздо раньше, в мезолите около 9-8 тыс. лет до н. э. (жоховская стоянка, Новосибирские острова, Якутия). Если версия про неолит верна, то здесь начинается история Амура как дороги тысячелетий, естественной магистрали, связавшей впоследствии две цивилизации – аборигенную Амура и Восточноазиатскую.
Соболиный путь
В античный период и раннее Средневековье на территории Амура существовал один из древнейших караванных путей мира, примыкавший в знаменитому Великому Шёлковому пути. По нему с севера, от низовьев Амура, на юг шла пушнина. Соболиные меха на нартах в зимнее время и в летнее на лодках доставлялись удачливыми представителями тунгусских племён пеших охотников, известных под именем илоу (иру), перекупщикам и торговцам соседних государств Кореи, Китая, Японии. С Амура пушнина попадала в Ойкумену – Восточную Азию, Ближний Восток, Средиземноморье. Отсюда пошло и название этого пути «Сантан», что переводе с древнеяпонского означало «Соболиный путь» по названию местных племён, которые занимались промыслом пушнины. Эти племена, как и начало Шёлкового пути, датируются рубежом эры – примерно со II века до н. э по II век н. э.
Пушнина по стоимости могла быть дороже золота или равна ему. А так называемые илоусские соболя весьма ценились. На полученные от продажи пушнины деньги аборигены Амура закупали инструмент, инвентарь, украшения, шёлк, в общем всё то, что было сложно или почти нереально купить у себя. Стоит ли говорить, скольких трудов стоило это людям. Добыть соболя в зимнем лесу, вывезти на нартах ценный груз в стойбище, а оттуда по заснеженному Амуру до Китая. В общем, люди передвигались далеко и много.
Также стоит отметить, что до нас дошли маньчжурские и китайские хроники, где аборигенов, живших вдоль русла Амура, называли ши-цюань-бу – люди, использующие собак. Это ли не подтверждение развитой культуры собаководства в то время?
Русским духом пахнет
Шли века. В XVII веке аборигенная культура Амура столкнулась с русской в лице промысловых и охочих людей – казаков. Не везде это знакомство было мирным. Казаки, пришедшие разведывать новые земли и покорять местные народы, тоже активно использовали в своих зимних вылазках нарты и собак.
Далее в истории был XIX век, прошедший под знаком присоединения Приамурья к России. Заслуги адмирала Геннадия Невельского здесь очевидны. Многие его сподвижники и офицеры в свои зимние экспедиции отправлялись на нартовых упряжках, запряжённых аборигенными гиляцкими (амурскими) лайками, которые были прекрасными ездовыми и охотничьим собаками.
Так, офицер Невельского Николай Бошняк в свою экспедицию на Сахалин в поисках угля отправился на нартах. В феврале 1852 года Бошняк, сопровождаемый нивхом Позвейном, который знал местные наречия и служил ему переводчиком, отправился из Петровского зимовья по торосам Амурского лимана на нартах. Путешественник добрался до мыса Лазарева, перешёл по льду Татарский пролив и оказался в Погиби на Сахалине. Сам Николай Константинович впоследствии вспоминал: «Всё моё снаряжение составляла нарта с собаками, на 35 дней сухарей, чаю да сахару, маленький ручной компас, а главное – крест капитана Невельского и ободрение, что если есть сухарь утолить голод и кружка воды, то с Божьей помощью работать ещё можно».
Да и сам Несельской при встрече с офицерами говорил, что прежде всего на амурской земле они должны научиться «каюрить, ходить на лыжах и управлять лодкой». Геннадий Невельской как в воду глядел: более подходящего транспорта для местных условий не было.
Ну а после присоединения Приамурья к России надо было налаживать связь между ключевыми военными пунктами обороны региона. Вот тогда-то и начинает формироваться амурский нартовый почтовый тракт. Для этих целей русские чиновники нанимали местных аборигенов или даже целые роды. Упоминание об этом сохранилось в исторических источниках.
В Антарктиду
Эта история связана с именем нашего земляка Дмитрия Гирёва из Николаевска-на-Амуре. В 1910-1913 годах он был участником британской антарктической экспедиции капитана Роберта Скотта к Южному полюсу Земли. Дмитрий исполнял обязанности каюра, в его задачи входила доставка грузов и людей. Он также принимал участие в операции по спасению группы Скотта. Именно они и нашли тела своих погибших товарищей. За участие в экспедиции 1910-1913 годов Дмитрий Гирёв даже получил награду от Британского правительства.
Стоит отметить тот важный факт, что Скотт использовал в своей экспедиции гиляцких, или как их ещё называли, амурских лаек. Они были специально закуплены в нижнеамурских и сахалинских сёлах у орочей, нивхов, гиляков. Это очень важно для понимания, какую роль в мировой истории сыграли аборигенные собаки Приамурья. Тут как с марками элитных машин. Знаменитые Ferrari, Ford, Mercedes заслужили признание у всего мира, благодаря своей славной спортивной истории. Вот и у нас амурская лайка – своего рода эталон, спортивный бренд, который прославился важной ролью в мировых исследованиях Земли.
А что сегодня?
Нам не удалось найти в Хабаровском крае ни одной национальной упряжки. Это говорит о том, что культура традиционного собаководства в Приамурье угасла почти полностью. Случилось это, скорее всего, в 1950-х годах. По нашим сведениям, именно тогда в последний раз в Ульчском районе проходили гонки собачьих упряжек, приуроченные к национальному медвежьему празднику. После этого не проводилось ничего, пока мы не организовали первую гонку «Амурия» в январе 2022 года от Хабаровска до Комсомольска.
Амурская лайка как порода, скорее всего, тоже безвозвратно потеряна. О важности её сохранения почти никто не задумывался. Была лишь одна попытка: перед Великой Отечественной войной кинолог-охотовед Константин Абрамов описал амурскую лайку, утвердил стандарт породы и создал в Хабаровске первый питомник. Но после войны питомник прекратил своё существование.
Сегодня существует возможность создать новую породу амурской лайки – сделать, так сказать, её ребрендинг. Мы общались по этому вопросу со многими профессиональными кинологами, и они утверждают, что это возможно. Искупит ли это нашу вину перед историей? Не знаю. Но и ничего не делать, на мой взгляд, – тоже не вариант. Поэтому мы сейчас создаём первый питомник амурских лаек в Хабаровском крае, чтобы потом зарегистрировать «новую-старую» породу амурских лаек индана.