ЧЕЛОВЕК С ВАРГАНОМ И ТРЕЩОТКОЙ ИЗ КАМЫША

У комсомольчанки Светланы КИЛЕ дома есть уникальная коллекция нанайских народных инструментов. Целый оркестр.

Эти инструменты – не просто экспонаты своеобразного музея, они вполне действующие и находятся в отличном состоянии. Светлана Николаевна часто играет на них на мероприятиях, в которых её приглашают поучаствовать.

Самый редкий инструмент в домашней коллекции — деревянный варган. Он также достался Светлане Киле от её отца Николая Киле. Он в конце 80-х годов прошлого века вместе со своим ансамблем «Мангбо» ездил на концерты в Америку, где коллектив принимали с овациями. С его смертью ансамбль распался, однако творчество на этом не остановилось.

– Когда инструменты перешли мне по наследству, я создала семейный ансамбль, в котором на них в тот момент играли мои дети, – рассказала Светлана Киле. – Сейчас у меня в коллекции три разные по размеру скрипки, два духовых инструмента, две флейты, трещотки из камыша и погремушки из рыбьей кожи. Варган я нашла не сразу. Обнаружила его совсем недавно. Видимо, раньше просто не обращала внимания на коробку, в которой он хранился. Этот варган уникален и отличается от привычного. Язычок у него не металлический, а деревянный, и играть на нём из-за этого гораздо сложнее. Правильного звучания можно добиться, натянув его при помощи нити под нужной амплитудой. Если всё сделано правильно, инструмент издаёт красивые, неповторимые звуки. Ещё в моей коллекции есть два шаманских бубна. Один из них я купила у удэгейцев. Эти инструменты сделаны в начале XX века из шкуры косули.

В настоящее время дети Светланы Киле уже выросли и разъехались. Домашний ансамбль перестал существовать, однако Светлана Николаевна периодически устраивает занятия, на которых знакомит людей не только с национальными инструментами, но и с нанайской историей. В её коллекции есть ковры, а также халаты. Один из них украшен богатым орнаментом, который современные мастерицы уже не делают. Не так давно Светлана Киле вернулась с выступления, прошедшего в Москве. Женщина стремится к тому, чтобы историю и обычаи коренных народов не забывали, а передавали из поколения в поколение.

Нанайские инструменты отличаются от привычных нам классических. Взять для примера скрипку дучике. Если у классического музыкального инструмента четыре струны, то у национального всего одна. Это влияет и на звучание, которое у двух инструментов разное. Однако принцип игры на них один и тот же.

– У трещоток, чем больше нанизано пластин, тем звук громче и насыщеннее, – подчеркнула Светлана Киле. – Скрипки играют каждая по-своему. Они отличаются по размеру, так как изготовлены разными мастерами. Первой в мою коллекцию попала средняя скрипка. Чуть позже появились маленькая и большая. Удобнее, конечно, играть на средней: у неё шире звуковой диапазон. Вдобавок её удобнее носить.

Свои инструменты Светлана Киле очень бережёт и просто так в руки не даёт. Дома следит за температурой, ведь рыбья кожа, входящая в состав некоторых инструментов, при неправильном хранении запросто может потрескаться.

Светлана СЕДЫХ. Фото из архива Светланы КИЛЕ

Яндекс.Метрика