Хабаровский край богат не только на природные ресурсы, но и на предметы давно прошедших времен. Артефактов домонгольской эпохи и средних веков у нас, разумеется, найти не получится, но вещи последних 150 лет российской истории вполне вероятно.
Судите сами, с середины 19 века люди переселялись на Амур со всей России, переезжали, конечно, со всем домашним скарбом. И уже в наше время эти предметы быта – «преданья старины глубокой» — находят своё пристанище в краеведческих музеях и коллекциях увлечённых собирательством людей. Один из них – Владимир ИНЕШИН – живёт в нашем городе.
По словам Владимира Рудольфовича, страсть к коллекционированию у него зародилась ещё в школьные годы. Школьники довольно часто чем-то увлекаются, будь то собирание марок, этикеток от спичечных коробков и жевательных резинок или моделей гоночных машин.
Шли годы, менялись предпочтения, коллекции, и сейчас в сферу интересов Владимира Рудольфовича входят старинные фотоаппараты, самовары и чемоданы.
— Обо мне можно сказать, что я — увлечённый историей человек. Ведь она выражается не только в событиях, датах и людях, но и в вещах. В первую очередь мне интересна эпоха, — говорит он.
С самоваром на Амур
В советское время пионеры часто собирали металлолом, была такая у них общественная обязанность. В числе находок мелькали и самовары, и возглавлявший отряд сборщиков-пионеров преподаватель труда вырезал медали, украшавшие бока металлических сосудов. Пионеру Володе это показалось странным: зачем портить красивую вещь? С этого и началось его увлечение старинными самоварами. В поисках интересных образцов приходилось ездить в Москву и другие города.
— Самые известные самовары изготавливались в Туле, это был город самоварных мастеров. У меня есть пятилитровый самовар с клеймом братьев Баташевых. Нашёл я его на Нижнем Амуре, в Циммермановке местные маргиналы принесли на пункт приёма металлолома. Я его заметил и купил. Самовар в идеальном состоянии, непрогоревший, выполнен в форме рюмки, хотя есть и круглые образцы. Такой «пыхтящий чайник» мог позволить себе далеко не бедный человек, судя по всему, его на Амур привёз богатый поселенец.
Знаменитых братьев Василия и Александра Баташевых называли «самоварными королями».
В 1840 году оружейник Степан Федотович Баташев в пригороде Тулы слободе Чулковой основал самоварное заведение.
В дальнейшем производство перешло к его сыновьям – Василию и Александру.
За несколько лет они превратили фабрику в процветающую.
Уже в 1870 году на Всероссийской мануфактурной выставке они получили серебряную медаль за самовары и организацию производства. В конце XIX века фабрика выпускала 70 тысяч фабричных изделий в год, а в начале XX века – 100 тысяч и более.
Прославленные баташевские самовары, первые по качеству и отделке, раскупались мгновенно, и ни одна выставка в России и за границей не проводилась без участия знаменитой фабрики.
Дабы обезопасить себя и фабрику от подделок братья Баташевы в своём рекламном плакате написали: «Только фабрика братьев Баташевых изготавливает самовары с 1825 года, никто из конкурентов не смеет подражать и подделывать это клеймо.
Поэтому обращайте внимание на фабричную марку с изображением на оной «1825 год», с этим клеймом самовары только старейшей в России самоварной фабрики».
Самовары фабрики братьев Баташевых ценились за качество материала – это первосортные листы меди – и качество сборки.
После Октябрьской революции в 1918 году фабрика наследников В.С.Баташева национализируется и передается «ТупПатронзаводу».
По сегодняшний день самовары братьев Баташевых ценятся и заслужили мировую популярность.
Сейчас в коллекции Владимира Рудольфовича 12 самоваров в хорошей сохранности, есть и такие, над которыми надо работать, реставрировать.
Грузите чемоданы бочками
— Владимир Рудольфович, в круг ваших интересов входят и чемоданы. Почему именно они?
— В своё время отец работал в аэропорту и ходил на работу с балеткой, носил в ней бутерброды на перекус. И у меня эта балетка почему-то в памяти отложилась. Воспоминания о детстве или ещё что, не знаю, но хотелось её найти. Начал искать и нашёл. Так и началось. Ещё помню, как в детстве ездил в пионерский лагерь. Рюкзаков тогда не было, и дети были с чемоданами. Приезжали в пионерский лагерь и сдавали на склад хранения багажа.
В СССР ребята возвращались из армии с чемоданами, и я долго пытался найти дембельский чемодан, которые советские солдаты везли из Группы советских войск в Германии, там ещё по углам были наклеены фотографии девушек. Сейчас в моей коллекции один такой есть.
Сегодня в коллекции насчитывается порядка 20 чемоданов, есть как роскошные образцы с бархатом внутри, так и гораздо простые, к примеру, сделанный из досок чемодан заключённого 40 — 50-х годов прошлого века. Владимир Рудольфович подчеркивает, что для него нет понятия «старая вещь», есть интересная.
— Коллекционеры всегда в поиске. Есть ли у вас мечта, какой чемодан вы бы хотели получить?
— Как ни странно, у меня нет в коллекции «дипломата». Вроде их много было, а найти не могу, куда все делись?!
— Как вы оцениваете «эволюцию» чемоданов?
— Конечно, в наше время они стали лучше, крепче, легче, удобнее. Есть модели на колёсах. Раньше дешёвые чемоданы делались из картона. Сейчас существуют бюджетные модели, есть дорогие, уровня дорожного багажа обеспеченных людей — чемоданов Louis Vuitton и Hermes.
Кстати, советую обращать внимание на молнии и замки. Они более надёжны, если выполнены не из пластика, а из металла.
Фурнитура по большому счёту какой была, такой и осталась: молния, замок, ключ. Единственное отличие – сейчас много моделей с кодовыми замками.
– Вы лично с чем предпочитаете ездить?
— У меня хороший станковый рюкзак, с ним и езжу. Там и эргономика, и удобство в переносе груза.
Когда смотришь на предметы старины, понимаешь, что это совсем не хлам, поскольку коллекционирование старинных вещей мало того что помогает сохранить культурный слой прошедших времен, но и привносит в нашу жизнь элемент мистики и таинства. Ведь когда-то за этими самоварами сидели люди, а другие ехали на Дальний Восток, перевозя в своих чемоданах не только вещи, но и надежду на лучшую жизнь здесь, на краю огромного государства. Да и вообще, как замечал Уинстон Грэхем в книге «Штормовая волна»: «Что может быть приятней, чем страсть к собирательству, будь то веера, слоновая кость или стекло, а потом можно позволить себе собрать целую коллекцию, один драгоценный предмет за другим, расставить её на полках и каждый раз получать удовольствие, разглядывая её».
15 декабря в Музее изобразительных искусств открылась выставка картин их меха коллекционера Владимира Инешина. Советуем на ней побывать.
Евгений СИДОРОВ