ЧЕСТНО ЖИТЬ И РАБОТАТЬ

Накануне празднования Дня города по решению главы Комсомольска-на-Амуре Александра Жорника почётное звание «Заслуженный ветеран Комсомольска-на-Амуре» было присвоено Владимиру Фёдоровичу ЗУЕВУ – председателю Комсомольского регионального координационного совета ветеранов войны и труда ОАО «РЖД».

Писатель-краевед, профессор Дальневосточной народной академии наук, почётный член Приамурского географического общества, заслуженный ветеран Комсомольска-на-Амуре, Владимир Фёдорович ЗУЕВ – хорошо известный в городе человек.

Таёжное детство

Его трудовой и творческий путь начался в старинном нанайском селе Кондон.  Родился в1949 году — это было сложное послевоенное время, и Володя Зуев, будучи подростком 14-15 лет, уже работал путейцем на железной дороге.

– Мои детские годы пришлись на 1950-е. Послевоенное время трудное, но мы жили в селе, у всех огороды, коровы, молоко, рядом река, а значит, рыба. В магазинах крабы лежали, никто не брал. Не принято было их есть, к ним надо привыкнуть.

После работы на железной дороге парень трудился рыбаком в колхозе «Сикау Покто», где в составе бригады тянул невод на кетовой путине. Работа, по воспоминаниям Владимира Фёдоровича, была интересной, полной рыбацкой удали и азарта.

В поисках родного края

Ещё школьником Владимир Фёдорович заинтересовался краеведением. И то сказать, рядом с посёлком вокруг сопок можно было заметить укрепления бохаев и чжурчжэней, история района была известна значимыми событиями как древних времен, так и советского периода.

– Я начал писать в газеты статьи по истории школы, посёлка, людей, беседовал со стариками, по мере сил и возможностей изучал родной Хабаровский край. Мне это было интересно, так и затянуло.

В те далекие годы  в газете «Молодой дальневосточник» была опубликована его первая статья — «Путешествие на озеро Эворон по реке Горюн».

Когда Володя учился в пятом классе, в село Кондон приехал известный археолог, этнограф Алексей Павлович Окладников, и юному краеведу посчастливилось поработать в настоящей археологической экспедиции. Летом 1963 года с группой ребят под руководством Алексея Павловича он участвовал в поездке на лодке от села Кондон по реке Девятке, по озеру Эворон на реку Эвур. В ходе следующей экспедиции принимал участие в раскопках в нанайских селениях Наам, Хурмули, Боктор, Таланда, Бичи и других.

– Алексей Павлович Окладников жил в нашем доме, – вспоминает Владимир Фёдорович. — Тогда он был профессором и заведующим кафедрой всеобщей истории Новосибирского государственного университета. Мы, пацаны, только вокруг него и вертелись, в составе экспедиций ездили на раскопки.

Путешествия Владимира Фёдоровича прошли в основном в подростковых и юношеских годах, именно в том возрасте, когда происходит становление человека как личности. В частности, в 1966 году с проводником Тимофеем Григорьевичем Самаром совершил путешествие по сложному маршруту Февральск – Бурея – Ургал – тоннель Дуссе-Алинь, далее по рекам Сулук и Амгунь до амурского селения Тыр. Результатом этого путешествия стали статьи «Как искали самолёт «Родина»», «Древнее селение Харпичан», «Чукчагирская легенда» и другие.

Рельсы жизни

В 30-е годы, готовясь к войне с Японией, в тайге строили аэродромы, а железную дорогу протянули до Горина. Но как только стало понятно, что войны с Японией не будет, так сразу всё свернули, и уже в 1941-м отряды бамовцев были брошены на фронт, делать укрепления. Рельсы до Горина сняли и отправили на запад. После войны строительство железной дороги было продолжено. Вдоль пути тут же возникли многочисленные лагеря, ведь строили в те годы в основном дешёвой рабочей силой заключённых с лопатами, кирками и тачками. Чтобы обеспечить строителей питанием, на озере Чукчагир была организована рыболовецкая база.

– После войны всё заново начали строить. Начинали наши, продолжили пленные японцы. Вели себя смирно, косили сено по Девятке, змей ели как деликатес.

Владимир Фёдорович вспоминает, что в Кондоне до войны были две взлётно-посадочные полосы и городок для лётчиков. После Великой Отечественной войны стране надо было восстанавливать западные районы страны, людей не хватало, и Северная Корея в соответствии с межправительственным соглашением отправила к нам трудовую армию. Этот договор действует до сих пор с некоторыми изменениями. На долгие годы поселения бамовской ветки были заселены корейскими лесозаготовителями. В 1964 году их перевели в район Чегдомына.

– Образно говоря, два дерева нам, одно – им, – рассказывает Владимир Фёдорович. – Так что тайгу нашу они подрубили изрядно.

Кстати говоря,

с течением времени последователи идей чучхе совсем распоясались, начали лосей бить, соболей, по их вине участились лесные пожары, стали происходить стычки с местным населением, и корейцев стали массово отправлять домой. К началу 1999 года, когда было заключено новое соглашение на пять лет, в Чегдомыне работало около семи тысяч граждан КНДР, тогда как в прежние годы их количество превышало 15 тысяч человек.

Рельсы против леса

– Владимир Фёдорович, в своё время перед вами встал выбор: связать жизнь с железной дорогой или лесом. Как выбирали?

– Сложно сказать, – говорит Владимир Фёдорович. – С одной стороны, мы жили по сути в лесу: село, а вокруг тайга. Медведи спускались с сопки к реке, попьют воды и уходят, пацанами купались в реке вместе со змеями – плывёшь, и змея рядом. И ведь не кусали! Колхозный скот держали за рекой, сено на оморочках привозили. Вокруг было много дубняка, как жёлудь поспеет, так медведи один за другим идут, и ни разу не было, чтобы скот наш задирали.

С другой стороны, железная дорога в наших местах также неразрывно связана с лесом. Рельсы и шпалы проходят через тайгу, болота, реки.

В результате железная дорога перетянула интерес к лесным странствиям, и в  1965-м Владимир отдаёт документы в железнодорожный техникум, но не проходит по зрению, хотя всё сдаёт на отлично. И в судьбу не замедлил вмешаться лес: товарищ посоветовал Владимиру поступить в Вяземский лесной техникум. Приехал, сдал экзамены, приняли.

Годы учёбы Владимир Фёдорович вспоминает с особым удовольствием, ведь именно благодаря специальности техника лесного хозяйства ему в 1968 году удалось совершить путешествие по уссурийской тайге в составе лесоустроительной партии под руководством известного учёного-лесовода Николая Усенко.

– Во время учёбы в лесном техникуме экспедиции проводились каждое лето. Изучали бассейны рек Самарга, Бикин, Уссури. Впечатления остались на всю жизнь. У нас тайга серая, много болот, марей, а там настоящее широколиственное зелёное море тайги. Амурский бархат, клёны, тополей только 10 видов, кедры, дикий виноград, женьшень. В походах неоднократно встречали тигра.

После окончания Владивостокской советско-экономической школы и Хабаровской высшей партийной школы Владимир Фёдорович работает инструктором ВЛКСМ, секретарём парткома колхоза «Сикау Покто», заведующим отделом Комсомольского-на-Амуре горисполкома, затем учителем истории в школе.

В 1966 году его едва не исключили из рядов КПСС. Владимир Фёдорович написал книгу «Пожар», которую готовили в печать в журнале «Наш современник», но затем внезапно запретили.

– В 1990 году редакция журнала прислала письмо, они были готовы напечатать, но я к тому времени рукопись давно сжёг. Так она и не вышла. Другие книги стали выходить.

В октябре 1986 года Владимир Фёдорович вновь пришёл на железную дорогу руководителем кабинета политических изданий, затем на должность начальника культурно-бытового поезда.

– Мы ездили по двум веткам: один месяц идём на Совгавань, на следующий – Волочаевка. В поезде были медкабинет, библиотека, парикмахерская, проводился ремонт часов, телевизоров. С нами ездили творческие коллективы Дворца культуры железнодорожников, выступали перед людьми. Работа очень интересная, в посёлках вдоль дороги я знал всех ветеранов войны, беседовал со многими из них, а это тоже работа с историей края. Не будь встреч, и книг, скорее всего, не было бы.

Хранитель памяти

С 1990 года Владимир Фёдорович трудится заведующим железнодорожным музеем Комсомольского отделения ДВЖД, старшим научным сотрудником по сохранности исторического наследия Дальневосточной железной дороги города Комсомольска-на-Амуре.

– Владимир Фёдорович, почему именно железнодорожный музей?

 – В то время у меня как раз была идея написать историю отделения железной дороги. Мне предложили стать директором музея, и всё как-то сложилось. Тогда многие ветераны были ещё живы, они несли материалы, поддержка была огромной, ведь главное в музее – это люди, их судьбы, которые связаны с историей города и региона.

Для Владимира Фёдоровича 90-е годы запомнились напряжённой творческой и организационной работой. Приходилось отвечать за музей, проводить многочисленные исследования, запускать поезда милосердия и духовности по Комсомольскому отделению ДВЖД и БАМу. Результатом всех усилий стала благодарность города, который достойно оценил жизненный путь одного из известных ему людей.

Подводя итоги беседы, на закономерный вопрос, как современной молодёжи найти себя в жизни, Владимир Фёдорович Зуев, заслуженный ветеран Комсомольска-на-Амуре ответил, что надо просто честно жить и работать. И заниматься тем, что хочет твоя душа.

Вставка

Почётное звание «Заслуженный ветеран Комсомольска-на-Амуре» присваивается уже в седьмой раз. Оно было учреждено в 2017 году в целях общественного признания особых заслуг ветеранов войны и труда, Вооруженных сил Российской Федерации и правоохранительных органов, оказавших значительное влияние на развитие и процветание Комсомольска-на-Амуре, способствующих формированию разностороннего развития и гражданского становления личности, духовного и нравственного воспитания молодых комсомольчан.

Евгений СИДОРОВ. Фото автора

Яндекс.Метрика