Совсем скоро на Амурском судостроительном заводе сойдёт со стапелей первый серийный «Каракурт»: малый ракетный корабль под названием «Ржев» уже практически готов к выводу из цеха для дальнейшей достройки и осуществления швартовных испытаний.
Спуск корабля на воду — знаменательное событие в трудовых буднях судостроителей, корабль переходит из одной среды в другую, попадая в свою родную стихию, а это значит, что именно этот день должен стать для него особенно торжественным.
Шампанское вдребезги
По давней традиции бутылку шампанского о форштевень судна разбивает женщина, которая становится «крёстной матерью» корабля. На Амурском судостроительном заводе корабли Военно-морского флота в море провожают невесты.
— Невеста корабля — это исключительно изобретение Амурского судостроительного завода, и эта традиция идёт от подводников, — говорит Марина Радаева, старший редактор отдела по связям с общественностью АСЗ. — Поскольку мы долгое время строили подводные лодки, а моряки и особенно подводники — очень суеверные люди, в какой-то момент они пришли к мнению, что невеста для боевого корабля наиболее подходящий символ.
Раньше экипажи набирали из молодых, призывники шли служить на флот буквально после школы. Офицеры очень молодые, многие не успели завести семью, или их девушки ждали на берегу.
И мы решили, что у военных кораблей должна быть только невеста, «крёстную мать» мы оставили для гражданского судостроения. Как правило, её выбирает экипаж или командир. Например, экс-председатель Комсомольской-на-Амуре городской Думы Светлана Баженова, как статусная женщина, стала «крёстной матерью» для судна, которое мы строили для Вьетнама.
Море, девушка, Алые паруса
Кто сейчас встречает корабли?
Только греет хрупкая надежда:
Вдруг ты ждёшь… там… на краю земли.
© Лана Лэнц
Невеста корабля — это романтика, где главную роль играет красивая девушка, которая связана невидимыми нитями с жизнью корабля и его экипажем. Как пишет в своей новелле капитан первого ранга инженер-испытатель Валерий Касатонов: «От красоты и обаяния невесты зависит судьба корабля. Это почти ангел-хранитель, имя невесты входит в историю, его записывают в формуляр корабля. И,пока корабль жив, экипаж сохраняет с невестой добрые отношения, приглашая её на праздники, одаривая подарками и знаками внимания».
Кстати, невеста может быть только у боевого корабля, никаких паромов и буксиров.
В конкурсе невест могут участвовать только работники Амурского судостроительного завода.
— Может невеста быть у двух кораблей?
— Нет, это невозможно.
— Если невеста уволилась с завода, она остается невестой корабля?
— Да. Она уже занесена в список экипажа и осталась как ангел-хранитель. Случаев увольнения у нас практически не было, почти все невесты с нами.
К предстоящему спуску на воду первого серийного «Каракурта» на Амурском судостроительном заводе начали готовиться заранее, проведя конкурс невест.
С чего начинается конкурс?
Он проходит в два этапа. Инициатором выступает отдел по связям с общественностью предприятия.
Когда корабль на стапеле в состоянии готовности 70%, основное оборудование смонтировано и всё идёт к выводу изделия из цеха, тогда объявляется первый этап конкурса — заочный.
Желающие участвовать девушки подают заявления и анкеты и делают себе небольшую презентацию: фото, автобиографический рассказ. Цель первого этапа — заинтересовать жюри, в которое входят
представители отдела по связям с общественностью, главный строитель кораблей, старший строитель, директор и военпред — человек, который получает корабль.
— Конкурс проводится с 2016 года, когда был сдан первый корвет, и в то время претенденток было не так много: 10 девушек, в финал вышли четыре. Сейчас у нас больше 20 потенциальных невест, то есть престижность конкурса наглядно возросла, — рассказывает Марина Радаева.
Невеста. Система сборки
Возраст до 35 лет, семейное положение значения не имеет, но если девушка не замужем, то это большой плюс. Стаж учитывается, но если невеста понравилась, то и стаж не имеет особого значения. И конечно, умение подать себя, резюме, которое они давали на первом этапе, должно перейти в яркую презентацию и зацепить жюри.
Первый серийный «Каракурт» будет провожать в море невеста Ксения Комарова. Она инженер-технолог, в сентябре будет два года её работе в отделе главного сварщика. Всё нравится, и своё будущее она связывает с АСЗ.
— У меня оба дедушки сварщики, один более 30 лет трудился на АСЗ, другой строил мосты, — говорит Ксения. – В детские годы часто смотрела, как они работают, мне нравилось и захотелось узнать технологию сварочных работ. Пришла в КнАГУ, и мне предложили пойти на целевое обучение, я выбрала АСЗ, так и попала на завод. Приходилось варить и самой, на третьем курсе нам предложили пройти курсы сварщика, я прошла, получила квалификацию.
Что касается конкурса, то из 20 девушек в финал вышли семь, борьба была нешуточная. Все девочки красивые, достойные. У меня одним из главных преимуществ было, что я не замужем.
— Невест учат ходить?
— Нет, это же не конкурс красоты, здесь для девушки главное — преподнести себя, чтобы тебе поверили, чтобы ты понравилась жюри.
«И вот шампанское разбито, корабли сошли со стапелей…»
Традиция разбивать при спуске корабля бутылку шампанского, как самого благородного вина, пришла из Франции.
Конечно, Dom Perignon никто разбивать не станет, для торжества закупают шампанское только отечественного производителя.
— Бутылку не подпиливают?
— Нет, такого быть не может, — уверяет Марина Радаева.
— Вообще, трудно разбить?
— Я ещё не пробовала, — смеётся Ксения. – Знаю, что будет репетиция разбивания.
Кстати, если приходится разбивать шампанское о подводную лодку, корпус которой зачастую покрыт шумопоглощающим резиновым покрытием, то для этой цели специально наваривают металлическую площадку.
— Что происходит после разбития бутылки?
— Её горлышко хранится на корабле в специальной шкатулке, рядом – фотографией невесты.
— Ксения, что даёт статус невесты?
— Новые знакомства, меня много людей узнают, — отвечает девушка. — И ощущение полезности, что где-то там, далеко, люди тебя ценят и любят твою поддержку и заботу. Ну, и само чувство, что удалось победить в таком конкурсе, обязывает ко многому, и это просто круто.
— Какие планы на будущее?
— Дальше продвигаться по карьере. Сейчас окончила магистратуру, в понедельник получаю диплом.
Что происходит после церемонии? Боевой корабль достраивается и уходит на базу, как правило, это Владивосток или Петропавловск-Камчатский.
Первый подарок, который Ксения как невеста корабля должна получить от экипажа, — это её платье и украшения.
Первое торжество, на которое её пригласят, — банкет в Доме офицеров во Владивостоке.
Когда корабль будут принимать в состав Тихоокеанского флота, на церемонии поднятия флага невеста — одна из главных приглашённых персон. Впоследствии и на другие мероприятия её будут приглашать, дарить подарки, поздравлять.
Немного истории
— Кстати, женщин к церемонии стали допускать только с XIX века, когда в 1811 году неизвестная женщина с личного разрешения короля Георга IV провела церемонию «крещения» нового судна.
— Был случай, когда хрупкая женщина случайно промахнулась по огромному кораблю и попала бутылкой в одного из присутствующих гостей.
После этого в адмиралтействе решили, что бутылку надо привязывать к носу корабля специальным тросом. Этот метод используется и сегодня.
— Бутылка должна разбиться с первого раза. Обязательно. Иначе, как утверждает примета, будет беда. Показательный пример был связан с «крёстной» судна «Альбион», принцессой Алисой, которая трижды не смогла разбить бутылку о нос крейсера. Когда корабль уже пополз вниз по стапелю, нервы кого-то из зрителей не выдержали, и благодаря усилиям одного неравнодушного товарища бутылка всё-таки разбилась. Но поздно. Волна от ударившегося о гладь воды корабля смыла с берега несколько человек.
— Помните легендарный «Титаник»? И до сих пор считается, что шампанское о его борт разбить почему-то забыли. И мы знаем, как именно он окончил свой путь.
— На американских верфях даже есть должность «ловца бутылок», его функция — поймать неразбившуюся бутылку и довести дело до конца!
— Также в бутылке обязательно должно быть спиртное. В Америке к военному кораблю как-то привязали бутылку с водой. И никак не могли её разбить. Тогда капитан судна просто взял свою бутылку виски или мадеры и швырнул её о борт. И она сразу разбилась.
Евгений СИДОРОВ.Фото пресс-службы АСЗ