ДЕТИ ПОХОДНОЙ ЗАКАЛКИ

Недавно в Комсомольск-на-Амуре вернулись участники шлюпочного похода «Парус Отечества» клуба юных моряков «Алые паруса».

17 дней 30 мальчишек и шесть педагогов шли на вёслах и под парусами по Амуру. Под руководством опытных наставников курсанты преодолели 680 км пути от пограничной зоны посёлка Казакевичево до родного города.

Основы выживания

Адмирал С.О.Макаров говорил: «В море — дома, на берегу — в гостях», но именно на берегу закладываются первоначальные знания, которые впоследствии помогают морякам в море. Курсанты клуба юных моряков в течение года занимаются в классах, чтобы летом использовать свои знания на практике.

Как готовят юных моряков к походу?

— Изначально всё идёт от теоретической подготовки, — говорит Андрей Хисматуллин, руководитель клуба юных моряков «Алые паруса». —  И в этом году мы убедились в её отсутствии. И всё потому, что наш преподаватель Фёдор Викторович Володин был призван на СВО. И получается, что в течение года у нас не было  теории морского дела. Пусть один час в неделю, но, тем не менее, курсантами изучалась материально-техническая база, тактико-технические характеристики ялов, как выполнять повороты, как швартоваться. Те, кто успел получить эти знания до того, как Фёдор Викторович ушёл на СВО, а это 2021-22 гг., они теоретически подготовлены, а кто в этом году пришли — не знают ничего.

Здесь стоит сказать, что в клубе юных моряков теорию морского дела ребята изучают с первого класса по девятый.

Теоретическая подготовка разбита на два этапа: с первого по четвёртый класс — флажный семафор, морские узлы, история Военно-морского флота, известные морские сражения.

С пятого по девятый класс идёт более углубленная подготовка, которая включает в себя устройство ялов, изучение поворотов, навигационных приборов, парусного вооружения, навыки прокладки курса на карте, чтение карты, чтобы знать место нахождения, сколько прошли, сколько осталось.

В походе по Амуру теория подкрепляется практикой. Это в идеале.

  – В этом походе в каждом яле у нас по двенадцать человек, из них четверо — кто ходили раньше, остальные первый раз видят устройство яла. Начинаешь им показывать, объяснять, что есть что, а в ответ6 «Нам это не рассказывали». И как с них спрашивать?

— Андрей Владимирович, каким образом курсанты используют навыки вязания морских узлов?

— Морские узлы курсанты начинают вязать со второго класса. В походе каждый день вяжут: ялы надо швартовать, палатки ставить, тент натягивать, и везде задействованы узлы. С этим навыком у ребят всё отлично. Мы регулярно принимаем участие в соревнованиях, где за одну минуту надо завязать восемь разных узлов.

Также ребят учат использовать флажный семафор — это база подготовки любого моряка Военно-морского флота. В походе флажный семафор не применяем. Мы часто далеко расходимся, и, опять же, нет смысла ставить на качающемся на волне яле подростка, чтобы он там ещё и флагами махал.

— А что насчёт навыков хождения под парусом?

— Парусное вооружение, опять же, сначала изучается в теории. В этом году её также не было. Приходилось объяснять по ходу дела. Первую неделю было очень тяжело, поскольку теорию следовало тут же перенести на практику. К третьей неделе, кто может соображать, понимают, как складывать парус, как заносить, как поднимать.

— А если курсант за борт упадёт?

— Плавать умеют все, подготовка идёт с первого класса. Река Амур — одна из величайших рек мира, до берега порой 200-300 метров. Когда мы гребём, то без спасательных жилетов, они находятся в яле. В жилете грести нереально. А когда идём под парусом, то в жилетах все, потому что опаснее: ветер, скорость выше, ял может зачерпнуть бортом.

— Сколько времени проводят курсанты на вёслах? Меняется ли нагрузка от возраста?

— Три  часа до обеда и три после. От возраста нагрузка не меняется: все мы находимся в одних условиях, скидки на возраст нет, но всегда младших разбавляем старшими. В яле двенадцать человек, соответственно, одна смена десять минут гребёт, десять отдыхает, гребут другие шесть человек.

Трудно ли быть Робинзоном?

— История противоборства человека с природой показывает нам, что чаще всего выживать приходится морякам. Готов ли курсант КЮМа, если придётся, стать Робинзоном?

— Если мы говорим обо всех, то из ста процентов участников похода семьдесят вполне способны стать Робинзонами, процентов тридцать сядут на берегу и будут ждать спасательный вертолёт. Семь из десяти выживут. И мы стремимся, чтобы таких ребят, готовых выживать в любых условиях, было больше.  Мы абсолютно автономны, сами гребём, готовим пищу, ни от кого не зависим, всё отрабатывается до такой степени, что стать Робинзоном вообще без проблем.

Воспитание в мужском стиле

Андрей Владимирович сетует, что с каждым годом всё больше растёт количество несамостоятельных детей, которые в походе существуют по принципу  «нас вывезли, а мы сидим».

— Говоришь ему: сходи принеси навес, и на тебя дождь не будет течь — нет, сидит, под дождём.

Нет инициативы что-то сделать.

— Нет даже любопытства, что там, за горизонтом?

— Ничего не хотят. Раньше детей в палатки невозможно было загнать, ночью рыбачат, лезут куда-то. Сейчас в десять часов все 30 человек спят. Наловили им рыбы, предложили почистить, отвернулись и ушли. Многие родители не учат детей элементарным вещам: мыться, стираться. Сейчас не дети собираются в поход, а родители. Спрашиваешь, есть у тебя запасные рубашка и носки? Отвечает, что не знает, посмотрит, что мама положила. По мне, такая гиперопека детей ни к чему хорошему не приводит.

Стоит добавить, что современные дети практически не читают книги, а ведь литература раздвигает границы знаний, учит быть любопытным, интересоваться не только тем, что рядом, но и тем, что находится за горизонтом.

— Родители просят нас, чтобы мы помогли воспитать сына, а сами ничего не делают. При полных семьях мальчишек почему-то воспитывают мамы, отцов ни разу не видел. В поход мама провожает, встречает мама. И это полные семьи. Отцы отошли от воспитания детей. Мы-то будем воспитывать, но, если родители не будут нам помогать, что можно сделать?

В КЮМе только парни?

— Когда начинается приём детей в клуб юных моряков?

— Набираем в конце августа, с первого класса, но основная масса приходит в сентябре. В каждой группе 1-2-3 класса по 3-4 девочки, которые ходят к нам до 4 класса и затем исчезают, не знаю, что происходит. И только одна девушка, Вероника Комисаренко, учится в лицее №33, она с нами дошла до 11 класса.

Тем не менее, несмотря на то что практически 80 процентов участников — первоходки, поход состоялся, показал сильные и слабые стороны детей и выявил тех, кто на следующий год пойдёт в дальнее плавание вниз по Амуру.

Евгений СИДОРОВ. Фото из архива Клуба юных моряков

Яндекс.Метрика