ИДЕАЛЬНЫЙ «ШТОРМ»

Чёрные береты и кителя, тельняшки, штурмовой натиск и – «Там где мы – там победа!». Сегодня девиз морской пехоты России актуален как никогда.

Автор: Евгений СИДОРОВ. Фото предоставлены военно-спортивным клубом «Шторм»

Ребята с нашего двора

Комсомольский-на-Амуре военно-спортивный клуб «Шторм» был образован в феврале 2002 года. В те давние времена существовала практика организовывать занятость подростков на жилмассиве, и, соответственно, подобные клубы располагались в жилых домах. Одним из таких центров стал «Шторм», и поскольку его основатель Игорь Лотарев был выпускником Клуба юных моряков «Алые паруса», в деятельности много внимания уделялось морскому многоборью, то есть курсанты учились по той же программе, что и КЮМ, но с более военным уклоном.

Наши дни

Сейчас Военно-спортивный клуб «Шторм» имени Петра I базируется в Центре дополнительного образования «Дзёмги» на улице Амурской, 4. На протяжении 10 лет им руководит Марк Кожев, который также является главой городского координационного центра патриотического воспитания и допризывной подготовки.

В клуб принимаются подростки с 12 до 17 лет, но есть и более взрослые ребята: они, пройдя через «Шторм», учатся в вузах Комсомольска и продолжают тренироваться.

Состав клуба – 30 человек. Две группы и два педагога работают по достаточно серьёзной военной программе. Остались в прошлом времена морского многоборья – ребята занимаются горной, тактической, парашютно-десантной подготовкой, ходят в походы. Четыре занятия в неделю: основы военного дела, тактическая медицина, общефизическая подготовка и рукопашный бой. В воскресенье, если позволяет погода, – полевой выход.

Материально-техническая база клуба – это современное стрелковое оборудование на базе электропневматики (лазертаг, страйкбол), оптические системы, горное и туристическое снаряжение, форма (повседневная, парадная, летняя/зимняя). Основной фонд обеспечивается за счёт выигранных средств грантовых конкурсов.

По сути, сегодня курсанты «Шторма» имеют все возможности более углублённо изучать курс военного дела в том объёме, который можно сравнить с навыками командира мотострелкового отделения.

Учебная программа рассчитана на три года, затем уже идёт специализация: рукопашный бой, тактическая подготовка.

– Марк Игоревич, в городе существуют и другие военно-спортивные объединения, в чём отличие морпехов, к примеру, от казаков клуба «Пластун»?

– У каждого клуба – своя специфика. Казачий клуб – это определённые исторические традиции, набор навыков, характерных для казачества. Наш клуб он всё-таки больше про морскую пехоту, на примерах морской пехоты. Тот же «Пластун» – это казачий спецназ, а тактическая подготовка спецназовца отличается от тактической подготовки общевойсового подразделения. Мы занимаемся в одном направлении, но тем не менее с определённой разницей. В «Пластуне», например, не совершают прыжки с парашютом, мы плотно занимаемся горной подготовкой.

Десант уходит в горы

Горные системы Мяо Чана, хребет Джаки-Унахта-Якбыяна, как наиболее близко расположенные и доступные комсомольчанам, предоставляют юным морпехам весь спектр скальных испытаний. Сражения в горах имеют ряд коренных отличий от боевых действий на равнине, ведь даже походка бойца бывает разной в зависимости от передвижения по травянистым склонам, каменистым осыпям, моренам – обломкам горных пород от валунов до суглинков и глин.

Курсанты клуба оттачивают свои умения как в технических походах, связанных с преодолением вертикального рельефа, организацией переправ через реки, где ребята работают с различным снаряжением, спецоборудованием, веревками, так и в туристических походах, когда ставится задача подняться вершину горы или пройти тем или иным маршрутом, причём с элементами выживания и ориентирования на местности.

Также весной 2023 года ребята посетили одну из природных достопримечательностей Хабаровского края – «Улсинский пещерный комплекс», в простонародье именуемый Санболинскими пещерами, и изучили основы спелеологии.

Что касается продолжительности походов, то всё зависит от маршрута. Как правило, он длится от трёх до пяти дней. Один день за поход не считается – это полевые выходы, которые весной-осенью бывают каждую неделю.

– Марш-бросок в системе десантной подготовки является одним из главных испытаний. В мировой практике есть примеры, когда на марше десантников загоняли в грязь, наступали на головы и тому подобное. А у вас как они проводятся?

– У нас достаточно тяжёлые полевые выходы, ребятам приходится нелегко, но всё в пределах разумного и в соответствии с той нагрузкой, которую ребёнок может выдержать без ущерба для здоровья. Никакой жести нет, никто курсантов не топит в грязи, не наступает им на голову.

– А какие обычно приходится преодолевать трудности в походах?

– В нашей местности очень сложно ориентироваться в лесах. Если мы говорим о классике ориентирования по компасу и карте, это очень тяжело, потому что в тайге не видно никаких ориентиров, и чтобы оглядеться, надо подняться на вершину сопки или залезть на дерево. Сейчас нас очень выручают современные средства навигации.

– Мох на северной стороне дерева, муравейник на южной?

– Да это всё чушь. Мох растёт там, где ему удобно расти. И даже если вы определили северную сторону, надо ещё понять, в какую сторону от севера идти. И поскольку мы занимаемся с детьми, у нас есть ряд ограничений на то, что мы можем себе позволить. Каждый поход строго регламентирован, он на контроле МЧС, поддерживается радиосвязь.

– Марк Игоревич, сможет ли курсант, который прошёл подготовку в клубе «Шторм», прыгнуть с парашютом, скажем, в тайгу и затем выйти к людям?

– Хороший вопрос. Каждый выпускник нашего клуба обладает определёнными навыками: парашютно-десантной подготовкой, ориентированию на местности, выживанию в горах, в лесу. Здесь надо говорить предметно, в какой точке десантировать. Если парашютиста выбросить в глубине якутской тайги, не факт, что даже подготовленный человек выйдет. К тому же мы всё-таки в большей степени войсковики, а не спецназ в стиле Рэмбо. Наша задача – дать курсанту объём знаний на уровне командира пехотного штурмового отделения. Чтобы,придя в высшее военное учебное заведение, он уже был подготовлен, обладал навыками. Наша задача – это ранняя профориентация в военном направлении, многие наши выпускники поступают в Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище в Благовещенске.

– В чём сложность в воспитании современного поколения?

– Сложностей более чем достаточно, начиная от того, на каком уровне сейчас необходимо преподавать. Раньше макет автомата считался достижением, сейчас таким артефактом никого не удивишь, не заинтересуешь, сегодня много сложных вещей, различных приборов, таже GPS-навигация, страйкбол, лазертаг, и всё для того, чтобы дети заинтересовались. Сейчас та реальность, которую предлагают компьютерные игры и гаджеты, должна быть бледнее, чем та реальность, которую мы можем предложить.

Вторая сложность, по мнению Марка Кожева, – это воспитание. За последние годы в обществе очень изменилась система ценностей. Мы говорим о патриотизме, любви к родине, а у детей программа – заработать денег и стать успешным, уехать из страны. Приходится объяснять, находить точки соприкосновения.

– Ребята сами приходят или приводят родители?

– Вообще, чаще всего приходят сами. Бывает, приводят родители. И я сразу говорю, что у нас достаточно специфичная система, и если ребёнку не будет нравиться, то силой заставить нельзя. Военная тематика подходит не каждому. Тем более, когда речь идёт о морской пехоте, элите вооружённых сил. А элита формируется из единиц, когда остаются лучшие.

– Какую цель обычно заявляют родители, когда приводят детей?

– Зачастую ребёнок растёт без отца, становится на неправильный путь, и его ведут к нам. Бывает, отец проходил службу или является военным и хочет, чтобы сын пошёл по его стопам. Некоторые родители говорят о желании оторвать ребёнка от компьютера.

Стоит отметить, что в процессе своей деятельности ВСК «Шторм» поддерживается структурами Минобороны РФ, и одна из точек соприкосновения – учебно-методический центр «Авангард» – военно-патриотический лагерь круглосуточного и круглогодичного пребывания, который находится в Хабаровске.

Кроме того, в Комсомольске-на-Амуре существует организация «Морское братство», с которой также проводятся совместные мероприятия.

По суммарному количеству побед в военно-патриотических мероприятиях ВСК «Шторм» по праву считается одним из самых результативных военно-спортивных клубов в Хабаровском крае. А в планах клуба на следующий год – заняться подготовкой операторов беспилотных летательных аппаратов.

Яндекс.Метрика