Люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, могут воспользоваться одной из форм адресной помощи, которая называется социальный контракт. Расскажем о том, что это такое, и как его заключить.
Как рассказали специалисты Центра социальной поддержки населения, целью социального контракта являетсямотивация людей на поиски выхода из трудного материального положения, повышения их экономической активности и качества жизни. Стоит отметить, что это не просто выплата, а финансовая поддержка под обязательство открыть дело, чему-то научиться, самим начать зарабатывать.
Практика заключения соцконтрактов в Хабаровском крае действует с 2012 года, однако только в 2021-м размеры выплат пересмотрены в сторону увеличения, в том числе за счёт софинансирования из федерального бюджета.
В текущем году заключено уже 187 контрактов. Поддержка оказана семьям, в которых проживают 633 жителя нашего города.
Кто имеет право?
Право на государственную социальную помощь имеют малоимущие семьи и одиноко проживающие граждане при одновременном соблюдении следующих условий: по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума и проживают по месту жительства (месту пребывания) на территории края.
При этом уважительными причинами, по которым граждане имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, считаются следующие:
— недостаточный уровень доходов от трудовой деятельности из-за низкооплачиваемой работы у трудоспособного члена семьи или одиноко проживающего гражданина;
— банкротство или ликвидация предприятия;
— осуществление ухода за ребёнком до достижения им возраста трёх лет; за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет; инвалидом с детства I группы; инвалидом I группы; престарелым, нуждающимся (по заключению лечебного учреждения) в постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет;
— обучение в образовательном учреждении среднего общего или профессионального образования по очной форме обучения и неполучение стипендии (для лиц младше 23 лет);
— наличие у заявителя на иждивении нетрудоспособных членов семьи;
— длительное нахождение на стационарном или амбулаторном лечении свыше трёх месяцев, вследствие чего заявитель не мог осуществлять трудовую деятельность;
— прохождение военной службы по призыву (включая период не более трёх месяцев со дня прохождения военной службы по призыву);
— лишение свободы (включая период не более трёх месяцев с момента освобождения);
— заявитель является единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетних детей;
— заявитель или члены семьи являются получателем пенсии по старости либо инвалидности.
Для чего нужен соцконтракт?
Подобная поддержка направлена на реализацию мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации: поиск работы, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Под иными мероприятиями понимаются те, которые направлены на оказание государственной социальной помощи в виде денежных выплат в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребностей семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.
При реализации мероприятий по поиску работы заявитель на дату подачи заявления не должен состоять в трудовых отношениях и является гражданином трудоспособного возраста.
При реализации мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности заявитель либо члены семьи, признанные в установленном порядке безработными, не должны быть получателями в текущем финансовом году единовременной финансовой помощи на осуществление предпринимательской деятельности.
При реализации мероприятий по ведению личного подсобного хозяйства у заявителя либо у одного из членов семьи не должно быть земельного участка, находящегося в пользовании на праве собственности либо ином законном основании, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, огородничества, садоводства.
Размер оказываемой помощи
При реализации мероприятий по поиску работы денежная выплата осуществляется в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в крае на год осуществления такой выплаты, в течение одного месяца с даты заключения социального контракта и в течение трёх месяцев с даты подтверждения трудоустройства заявителя (не более четырёх месяцев в период действия социального контракта). По состоянию на 31 января текущего года вышеуказанная величина составляет 20 895 рублей. При реализации мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности выплата должна быть не более 350 тысяч рублей. При реализации мероприятий по ведению личного подсобного хозяйства – не более 200 тысяч рублей.
При реализации иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, денежная выплата осуществляется (ежемесячно или единовременно) в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в крае на год осуществления такой выплаты, в соответствии с условиями социального контракта (не более шести месяцев исходя из содержания программы социальной адаптации). По состоянию на 31 января вышеуказанная величина составляет 20 895 рублей.
Срок действия контракта
При реализации мероприятий по поиску работы социальный контракт заключается на срок не более девяти месяцев. Для предпринимательской деятельности и ведения личного подсобного хозяйства он не может быть больше одного года.
При реализации иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, контракт не может действовать более шести месяцев.
Выплата государственной социальной помощи осуществляется в виде ежемесячного зачисления на лицевые счета граждан, открытые в кредитных организациях. Или в виде единовременной выплаты (однократно или по частям). Кроме того, она может осуществляться путём безналичного перечисления денежных средств на открытые в кредитных организациях счета организаций, предоставляющих образовательные услуги, а также организаций (индивидуальных предпринимателей), реализующих товары (работы, услуги).
Какие нужны документы?
Для оказания государственной социальной помощи граждане представляют в Центры социальной поддержки по месту жительства (пребывания) заявление об оказании государственной социальной помощи и следующие документы:
— документ, удостоверяющий личность гражданина РФ, место жительства (пребывания) на территории края каждого члена семьи заявителя;
— решение суда об установлении факта проживания на территории края – в случае отсутствия регистрации по месту жительства (пребывания) на территории края;
— документы, подтверждающие доходы всех членов семьи, в том числе от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным её членам) или одиноко проживающему гражданину. Учитываются доходы за три последних месяца, предшествующих месяцу обращения.
— правоустанавливающий документ на земельный участок (для оказания государственной социальной помощи на ведение личного подсобного хозяйства);
— бизнес-план по выбранному виду деятельности по форме, размещённой в Интернете на официальном сайте центра оказания услуг «Мой бизнес»;
— документ об образовании и (или) о квалификации (при наличии);
— документы, подтверждающие нахождение заявителя в трудной жизненной ситуации, предусмотренной подпунктом «г» пункта 3.5 Порядка (для оказания государственной социальной помощи на иные мероприятия);
— смета расходов, составленная заявителем (для оказания государственной социальной помощи на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, иные мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации).
Обращаем внимание, что заявление об оказании государственной социальной помощи должно содержать согласие всех совершеннолетних членов семьи заявителя на заключение социального контракта.
По возникающим вопросам необходимо также обращаться в отделы социальной поддержки населения в Центральном округе – на проспекте Ленина, 25. Телефон для справок: 54-44-38. По этому же номеру можно записаться на приём.
В Ленинском округе информацию можно получить на улице Калинина, 6. Телефон для справок: 22-12-39.
Жители Комсомольского района могут решить возникшие вопросы на улице Сидоренко, 28. Телефон для записи на приём и справок: 53-20-93.
Отделы соцподдержки работают в понедельник, вторник и четверг с 9:00 до 18:00, перерыв на обед с 13:00 до 14:00.
Подготовил Евгений МОИСЕЕВ. По материалам Центра социальной поддержки населения. Фото с сайта news.myseldon.com