ДОРОГА БУДУЩЕГО

Торжественное мероприятие, посвящённое 50-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали, прошло 31 мая во Дворце культуры железнодорожников.

Полвека назад был дан старт строительству уникального транспортного маршрута, который был исторически необходим нашей стране. Первые предложения по транспортному освоению Забайкалья и Приамурья появились ещё в 19 веке, в начале 20 века изучалась география будущей грандиозной стройки, а на отдельных участках перед Великой Отечественной войной и послевоенные годы были даже уложены рельсы.

 Полномасштабное же строительство началось в апреле 1974 года. Именно тогда на 17 съезде ВКЛСМ Байкало-Амурская магистраль была объявлена ударной комсомольской стройкой.

БАМ – это прежде всего люди. На строительство магистрали в суровых условиях ехали специалисты самых разных профессий: строители, механизаторы, мостовики,  учителя,  врачи, вклад каждого из них был очень важен в одном большом и общем деле.

Валерий Геннадьевич и Ольга Дмитриевна Малиновские приехали на Байкало-Амурскую магистраль в 1981 году. Жили в Эстонии, в городе-курорте Пярну, и всё бы хорошо, но потянула романтика тумана и запаха тайги, сорвались и поехали.

— Приехали на БАМ я с женой и моя родная сестра с мужем, — рассказывает Валерий Геннадьевич. – С Эстонии было 22 человека, всех зачислили во 2-й Всесоюзный комсомольский отряд, эксплуатация БАМа.

— В Таллине нас всех одели в новую железнодорожную форму, и мы такие красивые приехали в Москву, – добавляет Ольга Дмитриевна.

— В поезде мне исполнилось 25 лет, — вспоминает Валерий Геннадьевич. —  В Москве нас торжественно встретили, был грандиозный концерт во Дворце культуры железнодорожников, затем на поезд — и на восток. Ехали десять дней, и по всем большим городам были митинги в нашу честь.

Валерий Геннадьевич и Ольга Дмитриевна Малиновские

—  Каким вам показался Дальний Восток? Всё-таки Эстония – это другой край страны.

— Настоящий восторг вызывала природа. Горные хребты, глухая тайга на сотни километров.

— Очень были поражены протяжённостью тайги, — говорит Ольга Дмитриевна. – Приехали 30 мая, было очень тепло, а когда подъезжали к Новому Ургалу, увидели огромные залежи льда, притом что, по сути, было лето.

— В 1981 году уже начиналась эксплуатация на отдельных участках, — рассказывает Валерий Геннадьевич. — Посёлок с 1974 года, сначала 3-й разъезд, потом Ургал-2, затем стали возводить дома и в 1985 году его переименовали в Новый Ургал.

— Валерий Геннадьевич, существует такое мнение, что БАМ строили одни солдаты.

— Насколько мне известно, было много добровольцев-комсомольцев. Про Новый Ургал я могу точно сказать: нас приехал отряд 580 человек, целый состав, все комсомольцы. В Северобайкальске часть вышла, и 316 человек доехали до Нового Ургала. И там по разным посёлкам раскидали — Хурмули, Эворон…

— Из 316 человек все остались?

— Нет, конечно, постепенно разошлись. Кто-то присмотрел другую работу, кому-то условия работы и жизни показались тяжёлыми, в течение года уехали, но очень многие остались. Со многими переписываемся до сих пор по всей стране.

— Тяжело было?

— Первая зима была очень тяжёлой. Морозы доходили до минус 56. Мы жили в квартире, семейных пар было девять, и через две недели для всех были выделены девять квартир. Пока была советская власть, были и льготы. Заключали трудовой договор, и по окончании 22 лет работы мы могли бы получить квартиру в любом городе СССР, кроме Москвы и Ленинграда. Но всё это прекратилось, а мы прижились. Я увлекался рыбалкой и привыкал лет пять: в сравнении с эстонской никакого сравнения, другая рыба, чистейшие горные речки.

Ольгу Дмитриевну тогда поразило то, что в посёлке была одна молодёжь:

— У нас дочь пошла в первый класс в 1989 году, в школе было  двенадцать первых классов. Пожилых людей вообще не было, одна молодёжь.

— Кем пришлось работать?

— Я в Эстонии работал крановщиком, а так механизатор комплексной бригады

— А я — старшим приёмосдатчиком на контейнерной, — говорит Ольга Дмитриевна.

Сейчас супруги Малиновские уже на пенсии, с 2019 года живут в Комсомольске. Дочь и сын родились на БАМе и тоже рядом с родителями.

— Валерий Геннадьевич, не жалеете, что уехали из Эстонии?

— Мы бы там всё равно не остались, тем более при всех сложившихся обстоятельствах. Наши корни псковские. И меня всегда тянуло уехать из Эстонии — чуждое там всё нам, уже в те годы чувствовалась негативная энергетика.

После церемонии награждения ветеранов БАМа, работников отделения ДВЖД, состоялся праздничный концерт, на котором выступили творческие коллективы города.

Одна из крупнейших железнодорожных магистралей мира – Байкало-Амурская магистраль стала действительно общенародным, всесоюзным проектом. В непроходимых болотах, в тайге, в условиях вечной мерзлоты строители прокладывали километры стальной магистрали, многокилометровыми туннелями прорубались сквозь толщину хребтов. Над объектами БАМа брали шефство коллективы сотен научных институтов, проектных организаций из всех республик СССР. В общей сложности было задействовано около двух миллионов человек, и для многих из них строительство БАМа, а затем и работа на магистрали стали делом всей жизни, воплощением их мечты. И, безусловно, настоящим подвигом.

Руслан БАШИРОВ. Фото автора

Яндекс.Метрика