МОШЕННИКИ ПОЛУЧАЮТ ОТПОР

Преступлений в сфере информационных технологий стало меньше, но, тем не менее, успокаиваться ещё не время.

Заместитель начальника УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре подполковник полиции Михаил ЛАПАКСИН в беседе с корреспондентом газеты «Дальневосточный Комсомольск» подтвердил, что 2024 год отметился снижением случаев мошенничества как в общем плане, так и связанных с информационными технологиями.

— На протяжении шести-семи лет ежегодно наблюдался рост таких преступлений, — уточняет Михаил Анатольевич. — В этом году  за восемь месяцев общее снижение составило 12,5%, то есть определённый пик подобных преступлений мы прошли.

— Михаил Анатольевич, на ваш взгляд, почему так произошло?

— За последние годы проведена колоссальная работа всех систем профилактики. Здесь заслуга и правоохранительных органов, в том числе полиции, и средств массовой информации. Население в целом стало более юридически грамотным.

Стоит отметить, что сегодня об опасности мошенничеств пишут и на квитанциях ЖКХ, и в СМИ, и на информационных щитах управляющих компаний. Стражи порядка регулярно проводят разъяснительные беседы с населением, будь то участковый уполномоченный или сотрудник ГИБДД. Еженедельно проводятся встречи руководящего состава УМВД Комсомольска-на-Амуре с коллективами предприятий города, учреждений образования и здравоохранения, детских садов, воинских частей, МЧС, также проводится большая и постоянная работа с Пенсионным фондом и управляющими компаниями. Потому что жертвами мошенников оказываются абсолютно все категории граждан.

— Принятые меры сказались на результатах профилактики, — говорит Михаил Анатольевич. – В последнее время население стало более осведомлённым о действиях мошенников. Ведь в чём психологическая специфика такого преступления? Когда злоумышленники звонят, человек находится у себя дома, чувствует себя в безопасности. То есть он психологически абсолютно уверен, что никак не может стать жертвой преступления у себя дома. Раньше люди менее охотно шли на контакт с правоохранительными органами, потому что считали, что они не могут быть потерпевшими. За прошедшие семь лет у многих отношение изменилось, люди начали понимать, что способов обмана очень много, и стали более бдительными, открытыми к диалогу с полицией.

— Михаил Анатольевич, какие самые частые и действенные схемы мошенников в 2024 году?

— На самом деле схем  очень много, и они постоянно видоизменяются. Наиболее распространёнными являются звонки или текстовые сообщения о том, что, дескать, на ваше имя оформлен кредит или осуществляется попытка его оформления. В ходе беседы мошенники получают доступ к данным вашего Личного кабинета, списывают деньги либо убеждают перевести средства на якобы безопасные счета.

Также активно в последнее время используются предложения переоформить тариф на телефоне на более выгодных условиях. Поступают предложения об игре на бирже. Кстати, в сезон осенней путины в городе зафиксированы факты продажи фальшивой икры лососёвых.

Во всех этих случаях правило одно: не следует торопиться с принятием решения. Преступники делают ставку именно на быструю, необдуманную реакцию человека, на соблазн легко заработь или купить подешевле.

— Как часто люди, не поддавшиеся на уловки злоумышленников и желающие сдать мошенников правоохранителям, обращаются в полицию?

— Сложно сказать, сколько всего фактов мошенничеств совершилось в городе, мы можем говорить только о тех случаях, которые были зарегистрированы. Многие люди не обращаются. Это может быть связано с тем, что человек сразу понял, что это мошенники и прервал разговор, либо сумма потерянных денежных средств для него незначительна, а кто-то просто не желает тратить время.

— Что можно посоветовать людям, чтобы они не попались на удочку мошенникам?

— Основной совет такой: никогда не действуйте по указанию звонящего, а сразу прервите разговор и обратитесь лично в то учреждение, откуда якобы звонили, или к человеку, который якобы в беде и просит вашей помощи.

Также не нужно держать всё в себе. Нужно обсуждать проблемы с родственниками, друзьями. Вы не должны замыкаться в себе, ведь основная задача злоумышленника — это установление тесного контакта с жертвой, войти в диалог, исключающий советы других людей.

Вас должны насторожить звонки с неизвестных номеров, слишком молодой голос или голос с акцентом, аватарки с фото сотрудников в форме. У нас сотрудники в 99,9% случаев не используют на аватарках свои изображения в форме.

Безусловно, за прошедшие годы правоохранительными органами выработаны определённые и достаточно эффективные способы расследования мошеннических действий, раскрываемость подобных преступлений растёт. Тем не менее успокаиваться рано, поскольку во многом следствие затрудняется тем, что мошенники действуют из других регионов и даже из-за границы. Будьте начеку!

Беседовал Евгений СИДОРОВ.

Фото предоставлено пресс-службой УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре

Яндекс.Метрика