ИГРУШКА С РУССКОЙ ДУШОЙ

Более пяти лет комсомольчанка Елена ЧЕРДАНЦЕВА занимается необычным ремеслом — расписывает матрёшки.

Мастер по авторской декоративной росписи матрёшек Елена Черданцева в 1987 году окончила художественно-графический факультет Хабаровского педагогического института. Работала художником в бюро технической эстетики АСЗ, около 20 лет преподавателем изобразительного искусства в школе №23.

— Всегда учила детей любить Родину, наш край, с уважением и пониманием относиться к культуре народов Приамурья, — говорит Елена Владимировна.

— Елена Владимировна, как вам пришла идея заниматься росписью матрёшек?

— Обычно одни вытачивают матрёшки, а другие их расписывают. Я делаю только декоративную роспись. Деревянные заготовки продаются и вполне доступны.

Я работала преподавателем изобразительного искусства в школе №23, но, поскольку в школе был уклон на изучение предметов художественно-эстетического направления, там была и живопись, и декоративно-прикладное искусство, к которому меня всегда тянуло, в частности, к росписи русской матрёшки. Мне нравилась эта тема. Одно время покупала готовые матрёшки, но в какой-то момент подумала, я ведь и сама могу расписать! Лет 5-6 назад начала расписывать коллекцию из трёх матрёшек. Как раз была осень, и я подумала, почему бы не сделать коллекцию в красках этого времени года? Потом мне захотелось сделать зимнюю, весеннюю, летнюю коллекции. Зимняя похожа на новогодние игрушки: матрёшки в шубках, полушубках, обязательно держат в руках снеговичков, веточки ели. Летняя, наоборот, очень яркая, с венками из полевых цветов. Впоследствии я их объединила в коллекцию «Времена года». Четыре времени года по три матрёшки, итого 12 штук.

Матрёшку называют игрушкой с русскою душой, но у нас в России много национальностей. Я очень люблю культуру, искусство народов Приамурья, например, нанайскую. Какие они молодцы! Уникальные люди, чудесный народ. Они такую красоту создают, и я решила, что у меня будет коллекция из семи матрёшек, посвящённая нанайской семье. Так и назвала «Семья нанайского охотника». В росписи я старалась подчеркнуть яркость и самобытность национальной одежды.

Прикосновение к Африке

В прошлом году в России прошёл экономический форум «Россия — Африка». Как можно остаться равнодушным к такому событию! Поскольку Елена Владимировна является ещё и членом творческого Клуба набросков города Юности, на общем собрании участники клуба обсудили тему форума и решили сделать выставку, посвящённую Африке.

— Мне так захотелось сделать матрёшек-африканочек, — рассказывает Елена Владимировна. — Изучила в Интернете, как одеваются, наряжаются народы Африки. Там такое потрясающее разнообразие, такая красота! Сделала эскизы, зарисовки и воплотила в матрёшках , каждая из семи — это самостоятельный образ девочки-африканки в национальном костюме, в руках у них сосуд из глины, птица тукан и серый венценосный журавль.

На сегодняшний день в собрании матрёшек Елены Черданцевой шесть коллекций, и каждая со своей спецификой. Это «Семья русского крестьянина», «Семья нанайского охотника», «Африканочки», «Новогодняя семейка», «Мамочка и дочки» и «Времена года».

— С чего начинается роспись матрёшки?

— Заготовки могут или месяцами лежать, ждать моего воображения, или сразу приходят образы. Обязательно рисую эскизы, карандашом делаю разметки, первым делом определяю лица. Прорисовываю сразу весь набор, намечаю крупные формы, затем детали. В некоторых вариантах использую специальный контур, передающий лёгкую рельефность, которая придаёт работе некую выразительность. Когда приходит черёд кисти и краски, заранее продумываю цветовой строй каждого персонажа. Самая любимая коллекция — это «Семья нанайского охотника», там приходилось соблюдать геометрическую строгость. Боялась ошибиться, очень сложно шла работа, но для меня это одна из самых дорогих и любимых работ. Там каждый герой имел свой цветовой строй.

Истоки росписи

Самые классические каноны росписи русских матрёшек — это Полхов-майданская, Семёновская и, по мнению Елены Владимировны, самая душевная — Сергиево-Посадская, именно из-за её ярко выраженной народности, русскости.

— Я заимствую понемногу от каждой росписи, но в основном за основу беру стиль Сергиево-Посадской. Мне она нравится тем, что на матрёшке изображены ручки, которые всегда что-то держат, будь то уточка, корзинка с грибами, колосья хлебные.

В росписи Полхов-майданской матрёшки мне нравятся цветы, с этой росписи я взяла пышность растительных форм, красоту цветка.

Средства производства

— Расскажите, какие нужны заготовки для росписи, краски, кисти?

— Ничего особенного и уникального. Обычные гуашевые краски, лак, раньше я использовала колонковые кисти, а сейчас появились синтетические, которые превосходят колонковые, настолько они качественные, пластичные, и я ими работаю. После росписи гуашью идёт последний этап, самый неприятный из-за запаха — покрытие лаком. На матрёшку требуется уложить четыре слоя, минимум три, меньше не получается.

— Много времени уходит на одну матрёшку?

— Никогда не считала по времени, даже не знаю, но то, что это делается небыстро, — однозначно. Достаточно кропотливая, утомительная, длительная работа, она приносит много радости и удовольствия, но в то же время испытываешь сильное напряжение, особенно зрения, соответственно, приходит усталость глаз.

Особенно сложно работать с маленькими матрёшками: там одно неправильное движение — и всё можно испортить.

— Елена Владимировна, как вы относитесь к такому направлению, как портретная матрёшка?

— Нормальное направление. В Хабаровске в художественных салонах встречала шикарные подарочные наборы. И вот некоторые матрёшки изображают наших государственных деятелей. Они выглядят немного, как шаржи, очень милые, злости и ехидства в образах не вижу.

Я этим заниматься точно не буду, это не моё, но, оценивая как зритель, положительно к  этому отношусь. Кроме того, у такого вида матрёшечного искусства очень много поклонников.

— А хотелось бы расписать матрёшки в патриотической тематике?

— Я считаю, что, отображая в росписи русский народ, наши крепкие многодетные семьи, считаю, что в этом тоже есть патриотизм. Показывать народность, семейные ценности — в этом толика патриотизма тоже присутствует.

— Есть ли в Комсомольске ваши единомышленники?

— К сожалению, нет. У меня много знакомых, с кем-то я училась на худграфе, но матрёшками занимаюсь только я, мне даже не с кем поговорить на эту тему. В Интернете есть группы, там можно пообщаться, но чтобы вживую, такого нет.

— Удаётся ли монетизировать ваше увлечение?

— Продавать матрёшки я не пробовала. Начала делать их для души и до сих пор так делаю.

Стоит отметить, что, кроме росписи матрёшек, Елена Владимировна занимается росписью на ткани, акварельной живописью, иллюстрировала книги комсомольских писателей, поэтов.

 В планах художницы создать дальневосточную серию матрёшек, отобразить флору и фауну региона, проживающие на территории народы. Также есть мысли о создании лирической коллекции, конкретики пока нет, но образы уже есть.

  • * Матрёшка появилась в России в конце 19 века. До сих пор точно неизвестно, что послужило прообразом её создания, то ли пасхальные яйца с полыми поверхностями и вкладышами, то ли  ритуальная японская куколка, которая носила в себе несколько фигурок. Матрёшка изначально создавалась не как сувенир, а именно как игрушка. Родиной русской матрёшки считается Сергиев Посад, где более 100 лет назад местный мастер Звёздочкин выточил первую такую куклу.
  • В 1900 году на Всемирной выставке в Париже русская матрёшка получила золотую медаль за оригинальность формы и своеобразие росписи.

Евгений СИДОРОВ. Фото: автора и из архива Елены ЧЕРДАНЦЕВОЙ

Яндекс.Метрика