Строитель дредноутов и заводов

Он был, как Сергей Королёв в отечественной космонавтике, только в кораблестроении. И звали его Владимир КОСТЕНКО – тот самый, что руководил строительством АСЗ.

ДОСТУПНА АУДИОВЕРСИЯ МАТЕРИАЛА 

10 июня на Амурском судостроительном заводе состоялось открытие мемориальной доски выдающемуся инженеру-кораблестроителю, руководителю создания судостроительных заводов в Комсомольске-на-Амуре и Северодвинске Владимиру Полиевктовичу Костенко.

– Этого события комсомольчане ждали долго, ещё с начала 80-х годов, когда общественность города и заводчане предлагали открыть мемориальную доску Владимиру Костенко и назвать его именем одну из улиц Комсомольска. Сейчас мы получили парк культуры и отдыха «Судостроитель» им. В. П. Костенко, мемориальную доску, – прокомментировал краевед Антон Ермаков. – В научных кругах Владимир Костенко известен очень хорошо. Именно за создание советских судостроительных заводов первого поколения, из которых самым первым был наш АСЗ, имя Владимира Костенко специалисты-кораблестроители ставят в один ряд с именами Сергея Королёва, Игоря Курчатова.

Истоки

Владимир Полиевктович родился 20 сентября 1881 года  далеко от морских просторов – в селе Великие Будища Полтавской губернии. В детстве он в Севастополе попал с экскурсией на броненосец «Чесма». Большой военный корабль, орудия, механизмы – всё это так поразило мальчика, что определило дальнейшее направление его жизни. Окончив классическую гимназию с золотой медалью, Владимир поступил на первый курс кораблестроительного отделения Морского инженерного училища императора Николая I (сейчас ВВВМУ им. Дзержинского) в Кронштадте. И здесь Костенко оказался на своём месте – на момент выпуска его имя занесено на почётную мраморную доску.

На сломе веков

После училища был направлен на броненосец «Орёл» и стал единственным из шести корабельных инженеров, отправившихся с эскадрой из Кронштадта, пережившим Цусимское сражение. Пробыл в японском плену до 6 февраля 1906 года.

После освобождения возвращается в Россию и едет в командировку в Англию, на завод в город Барроу-ин-Фернесс, где по заказу русского правительства строится броненосный крейсер «Рюрик».

Кстати, находясь в командировке, Костенко обратил внимание конструктора «Титаника» Томаса Эндрюса на потенциальную опасность того, что водонепроницаемые переборки отсеков судна не доходят до главной палубы. Конструктор оставил замечание российского инженера без внимания, что впоследствии явилось одной из причин гибели судна.

По возвращении в Россию Костенко продолжил работать в Морском техническом комитете.

В 1912 году заступил на должность начальника технической судостроительной конторы Общества Николаевских заводов и верфей «Наваль». Это был самый технически оснащённый завод на юге России.

Империя переживала настоящий судостроительный бум: строились новейшие дредноуты и крейсеры, эсминцы и подводные лодки, корабли других классов. Предложенный Владимиром Костенко состав системы конструктивной противоторпедной защиты корпуса стал классическим для большинства проектов тяжёлых артиллерийских кораблей, разработанных на рубеже 20-х годов. Но наступил 1917 год с историческими для России событиями, и стране стало не до кораблестроения.

Юг страны, и Николаев в частности, пережил целый калейдоскоп власти: за немцами пришли войска Антанты, их сменили красные, затем в город вошли белые, и, наконец, к началу 1920 года Николаев окончательно становится советским.

Специалист старой школы

В 1920 году Костенко назначается членом правления технического руководства Объединённых Николаевских государственных судостроительных заводов. Страна начала восстанавливать флот и промышленность. В 1922 году Владимир Полиевктович переезжает в Харьков, где становится начальником промышленности ВСНХ УССР. В 1924 году он уже в Ленинграде, на новом уровне – член правления по технической части «Судотреста».

В 1928 году его арестовывают по сфабрикованному делу, чтобы скрыть промахи руководства. 9 июля 1929 года Костенко приговаривают к расстрелу, который был заменён на 10-летнее заключение на Соловках. Однако потребность в технических специалистах в стране в связи с началом индустриализации только возрастала, и Костенко перевели в Харьков для отбывания срока заключения при Особых бюро при ОГПУ, позже такие учреждения назовут «шарашками».

В 1931 году его досрочно освобождают.

Советское правительство принимает ряд мер для укрепления своих тихоокеанских рубежей. Одной из них было решение о строительстве нового судостроительного завода на Амуре. В феврале 1932 года Костенко в составе группы специалистов из «Проектверфи» вылетел в Хабаровск.

«Здесь граду быть»

На месте оказалось, что первоначальное место для строительства завода выбрано не совсем удачно. Амур – сложная в гидрографическом отношении река. Костенко предложил расположить завод в районе Большого и Малого Силинских озёр, воспользовавшись одним озером как внутренним закрытым бассейном, а другое использовать для достройки вне главного фарватера реки, что избавляло от огромных земляных работ и необходимости создания искусственного бассейна с защитными сооружениями. Кроме того, сформировалась беспрецедентная идея отказаться от традиционных стапелей, а соорудить наливные доки с шатровыми перекрытиями – эллинги. В них должно было осуществляться строительство судов с их дальнейшим выводом в акваторию завода. Такое решение позволило бы пользоваться минимальными производственными площадями и обеспечивало защиту от перепадов уровня воды в Амуре.

20 августа 1932 года проектное задание было закончено. Впервые в практике мирового судостроения предусматривалась постройка судов на горизонтальных стапелях в отапливаемых сухих доках под перекрытиями шатрового типа, после чего док должен был затапливаться водой, а объект выводиться в наливной бассейн. Затем через полушлюз судно должно было переводиться к достроечной набережной в Большое Силинское озеро.

Новые верфи

Через некоторое время институту, где работал Костенко, предстояло решить ещё более непростую задачу. По проекту Костенко на заводе № 198 (нынешний Черноморский судостроительный завод) возводится крупнейший в Европе наклонный стапель. Именно там в 70 — 80-е годы строили авианосцы.

Необходимость охраны северных рубежей СССР требовала создания там собственной судостроительной базы. Костенко, как специалисту в создании верфей в самых неподходящих для этого местах, поручили разработать проект размещения нового завода в Молотовске (Северодвинск). 21 февраля 1941 года его в очередной раз арестовывают и 10 июня 1942 года освобождают в связи с отсутствием состава преступления. Уже 18 июня его назначают заместителем директора ГСПИ-2 (так теперь называлась «Проектверфь»), эвакуированного в Омск. В 1944 году Костенко руководит реэвакуацией института в Ленинград.

В 1945 году за активное участие в строительстве комсомольского завода Владимира Полиевктовича наградили орденом Трудового Красного Знамени. В 1950 году И.В. Сталин лично вносит фамилию Костенко в список Сталинской (Государственной) премии за создание советских судостроительных заводов первого поколения, в частности, за разработку плана реконструкции Ленинградских судостроительных верфей. 3 марта того же года ему было присвоено звание лауреата Государственной премии. В Советском Союзе было трудно найти судостроительный завод, в реконструкции и модернизации которого не принял бы участие Владимир Полиевктович.

14 января 1956 года Владимир Полиевктович Костенко скончался в Ленинграде и похоронен на Серафимовском кладбище.

Наследие

Владимир Полиевктович Костенко оставил после себя более 90 научных работ и публикаций.

В 1946-1956 годах он состоял членом сразу нескольких научно-технических обществ, а в 1950-м избран в редколлегию журнала «Судостроение». Однако своим главным трудом он считал книгу «На «Орле» в Цусиме», над которой работал последние годы своей жизни. В ней были собраны воспоминания о походе на Дальний Восток Второй Тихоокеанской эскадры, тяготах и буднях перехода, трагедии Цусимского сражения. Много внимания уделено анализу неудач, постигших русский флот в этом предприятии. Книга содержит хороший технический материал, даёт оценку эволюции броненосного кораблестроения в целом.

Владимир Костенко прожил непростую, насыщенную отнюдь не лёгкими событиями жизнь и преданно служил своей Родине – называлась ли она Российской империей или Советским Союзом. Он имел возможность эмигрировать, как множество специалистов старой школы,  но не сделал этого. Во многом усилиям именно этого скромного труженика судостроения Россия обязана наличием крупных судостроительных центров в Северодвинске и  Комсомольске-на-Амуре, давших стране множество кораблей.

Подготовил Руслан БАШИРОВ по материалам Музея трудовой славы ПАО «АСЗ»

Яндекс.Метрика