КАК ПРИШЁЛ ДРАКОН НА БЕРЕГА АМУРА

Уже совсем скоро наступит Новый год. Россияне встретят его под знаком зелёного деревянного Дракона. Что же этот символ принесёт нам в предстоящем году? Об этом рассказала художница Виктория Пассар.

Ни для кого не секрет, что в России Новый год празднуется по восточному китайскому календарю или, иначе говоря, по лунному календарю животных. Будущий год будет посвящён зелёному деревянному Дракону.

Для жителей Китая дракон является священным существом, символом власти императора. Но не только китайцы почитают данное мифологическое существо. Важное значение дракон играл и в культуре коренных народов Дальнего Востока, в особенности у нанайцев.  В нанайской национальной мифологии он занимает центральное место в божественном пантеоне. Может принимать как человеческое, так и божественное обличие. Так какое значение имеет драконов для народов Приамурья?

Для начала необходимо сказать о влиянии Востока на формирование нанайской культуры.

– Нанайцы имеют маньчжурские корни. У нас существует две ветви: тунгусская и маньчжурская, это наше генетическое происхождение. В настоящее время территория Китая – это бывшая маньчжурская земля. Такие территориальные соседства привели к тесному переплетению нанайской и маньчжурской культур. Соответственно, нанайцы стали поклоняться, верить в дракона, – рассказала Виктория Пассар.

Помимо Верховного божества, Боа Эндурни, существовали его наместники, которые выполняли различные функции. Разделение драконов происходило в зависимости от того, где он находился.

Кайласу – земной дракон.  Он считался покровителем нашей планеты. Живёт этот дракон в горах, цвет имеет красный или бурый, выходит на свет из кратера высоких сопок или вулканов и тянет хвост по земле, от чего остаётся след – просеки на склонах, где никогда больше не вырастают деревья. От него зависят гармония и порядок, ему подчиняются другие божества. Существует легенда «О трёх солнцах», в которой главную роль играет именно этот дракон, Кайласу.

– По одной версии, два солнца убил богатырь Хадо Мэрген, – поделилась Виктория Пассар. – По второй же, два светила убили близнецы-драконы Адо-Сэвэни – символы Земли и Воды. По преданию, Всевышний бог Кайласу послал своих сыновей, чтобы они избавили Землю от лишних двух солнц.

Также существует легенда о том, что Кайласу пришёл и уснул на реке Девятка, что находится в Солнечном районе. Лет 100, наверное, проспал, а когда очнулся и собрался взлететь, ничего у него не вышло: выросшие за это время на его теле деревья и кустарники прочно приковали его к земле. Так он и превратился в сопку. А через какое-то время на другом берегу появилось село Кондон. Место, где уснул дракон, считается священным. Туда со всего Амура приезжают люди и совершают молитвы, ритуалы, приносят жертвенную еду и просят у Мудура благословения.

Как и во всех древних мифологиях, у нанайцев тоже существует разделение по стихийному признаку. Поэтому, если есть дракон земной среды, значит, должно быть и водное божество.

Пуймур – водный дракон, живущий в озерах с чёрной водой. По легендам, вода таких озер обжигала, их берега были чёрными-чёрными, на них ничего не росло. Под землёй есть реки, в которых жили Пуймуры. Божество было похоже на большого сома. В определённой степени Пуймур походил и на рыбу, и на дракона. Его туловище было покрыто чешуёй, снабжено плавниками и сверкающим хвостом. Как правило, водные драконы обитали в глубоких горных реках вулканического происхождения. Кстати, не исключено, что и в реке Амур с ним можно встретиться.

Про Пуймура также слагалось немало легенд. Одной из самых известных является легенда о происхождении известного рода Ходжер.

– В мифе говорится о том, как сёстры купались на берегу реки, – поделилась Виктория Пассар. – Одна отбилась от них и встретила дракона. Девушка была напугана. Но Пуймур лёг у её ног, после чего девушка забеременела и родила мальчика. Так, дракон с красавицей сочетались браком, и божество забрало человека в подводное царство. Через какое-то время девушки встретились и узнали, что их сестра живёт с драконом под водой. Девушка попросила сестёр забрать сына на воспитание. Они его вырастили, и этот юноша стал, от кого пошёл род Ходжер.

Ну и, конечно же, был небесный дракон – Сиймур. Он значительно меньше Мудура и похож на ящера. Когда он летит по небу, его чешуя сверкает, ослепляет людей. Голова у Сиймура вытянутая, как у змеи, с глазами по бокам. Согласно преданиям, эти драконы спускаются с небес на землю тогда, когда главный герой молится.

Как же мифологические воззрения нанайцев отразились на их культуре? Ярче всего культ дракона можно проследить в нанайском свадебном костюме. Невеста фактически была одета в костюм дракона. Её халат сзади имел рисунок в виде чешуи, которая считалась оберегом от злых духов. Шапочка невесты имела красную внутренность, что походило на пасть этого мифологического существа.  От головного убора шли красные ленты – усы. На обуви также могла изображаться чешуя. Воротник состоял из заострённых лепестков, которые были гривой. Получается, свадебный наряд был атрибутами дракона. Конечно, это существо изображалось на различных других национальных костюмах, картинах, панно зачастую в виде орнамента. Примечательно, но когда «не знающие» люди находят чешую в нанайских орнаментах, они думают, что это чешуя рыбы, но это заблуждение. Она принадлежит дракону.

У нанайцев существует множество легенд, связанных с драконом. Да и не только у них. В русском фольклоре он занимает особое место. Правда, у нас символизирует нечистую силу, а в нанайской является стражником мирового древа жизни. Будем верить, что предстоящий год принесёт нам жизненную мудрость, мир и свет.

Кристина ТКАЧЕНКО. Фото из личного архива Виктории ПАССАР

Яндекс.Метрика