Народился первый календарный месяц весны. Днём значительно потеплело. Солнце встаёт намного раньше, а ложится на сон позже. Веселее запели птицы: «Пик-пик! Пик-пик!» Снег стал подтаивать, а амурская вода начала интенсивнее падать. То и дело раздаются глухие подлёдные звуки: «Ух-х! Ух-х-х!..» Началась новая песня весеннего амурского марта.
* * *
Время зовёт в дорогу, и мы с Эдуардом Барсуковым отправляемся на весеннюю щуку. Хочется к 8 Марта сделать свежий природный подарок своим любимым.
Легко добрались до створ, что расположились напротив села Верхняя Эконь. Здесь небольшой отбой, и зимой попадалась щука различного веса. Но рыболовов нигде не видать.
– Это признак того, что рыба не ловится! – заявил товарищ.
– Но, если дома бока мять на диване перед телевизором, тогда точно ничего не поймаешь, – приободрил я Эдуарда, и мы рассмеялись.
Нашли нужную глубину, но рыба, на удивление, не проявила никакой активности. А ведь март месяц считается у амурских удильщиков успешным. И помнится, что 6 марта недалеко от этого места я выудил щуку весом 6,2 кг. Это был отличный подарок для весеннего женского праздника. В марте рыбы, которые находись в дремотном состоянии, начинают просыпаться. Известны случаи, когда на блесну попадались и сазаны. Это редкий и приятный сюрприз для каждого рыболова.

Переезжаем на выход Прокопа. По трещинам во льду хорошо видно, как идёт подводная бровка. А это очень важно для тропы подлёдного хищника. Стараемся, но и здесь к новой песне весны добавляется «барабан»!
– Тум-туру-тум! Тум-туру-тум!
Когда долго ожидаешь подхода рыбы, невольно вспоминаются сопутствующие истории. В плане партнёрства администрация Верхней Экони пригласила меня на очередную творческую встречу. Я охотно согласился и рассказал о своих увлечениях, исполнил несколько авторских песен под гитару и фонограммы. Ответил на различные вопросы. Мероприятие удалось на славу. За деловым обеденным столом меня угостили сазаньей ухой, предложили талу из миноги и сладкий нанайский десерт из ягоды. Вручили этнографический деревянный лик от специалиста по резьбе. Но тогда меня поразил разговор с начальником рыболовецкой артели.
– Александр Константинович! Мы тоже изобретаем различные уловистые снасти и приспособления, – начал он. – Сам я радиомеханик. Подумал, что рыба должна реагировать на звуки разных частот.
– Правильно. Вспомним, как «разговаривают» киты, дельфины и другие существа, – поддержал я изобретателя.
– Сделал прибор на базе небольшого радиоприёмника. Опробовал на Амуре, но вода была мутная, – продолжает уважаемый житель села. – Переехал на озеро Хумми. Вода оказалась прозрачная. Даю одну частоту – лещ приплыл! Даю другую – щука и толстолоб! И так далее…
– Классно! А что не внедрили? Патент не зарегистрировали?
– Да как-то недосуг было. Да и потом в промышленности такой прибор появился.
Помолчали… А я вспомнил ещё одну подобную историю, но шуточную.

* * *
Работали мы в домостроительном комбинате с оригинальным художником Вячеславом Доничем. С большим юмором человек. На туристических слётах его искромётные шутки веселили даже самых угрюмых товарищей… На день рождения одному нашему приятелю он подарил свисток. К подарку прилагалась инструкция следующего содержания:
«Пробить лунку. Очистить от шуги. Постелить коврик. Опустить блесну непосредственно в лунку. Взять свисток в рот. Наклониться над лункой и свистеть. Дождаться подхода и поклёвки щуки, подсечь и вытащить рыбу наружу».
Эффект был достигнут! Веселье продолжалось долго.
А у меня для гостей праздника рыбка была припасена. На первое блюдо я приготовил уху из верхогляда и сига. Это наиболее удачное сочетание вкусного навара. А ещё к ним добавил карася. И здесь появились противоречия. Одни утверждают, что карась добавляет в уху приятную сладость, а другие – горечь. Думаю, что карасю всё же место на сковороде, а не в кастрюле. На второе блюдо были приготовлены запечённые в духовке хариусы с луком! В общем, с угощением не подвёл…

* * *
Когда щуки зимой мало, то я по опыту знаю: её надо искать возле зимовальных ям! Корм всегда рядом, и можно закусить практически любой рыбой. В пищу пятнистым амурским хищникам идут даже маленькие сомята!
Я нередко очень удивлялся, когда находил в желудках хищниц рыбок с колючками! Даже приманку «сомик» изготовил. Причём щука держится таких мест до начала ледохода.
До известного мне места не все рыболовы решались добраться: были снежные перемёты и ледяные торосы. В этом сезоне снега немного. С прибрежных кос ветер сдувает песок, застилает им лёд, и кажется, что это обширные отмели!
Но вот нашёлся отчаянный рыболовов, и мы двумя машинами отправились до перспективного места.
С ледовой дорогой справились успешно и были вознаграждены тремя щуками! Причём повторился опыт прежних лет: щуки попались в толще воды! За нашими действиями издалека, сидя на льду, наблюдал орлан-белохвост. Голодует… У меня была рыбья мелочь, и я традиционно оставил ужин для уважаемой и солидной птицы.


* * *
Наши приманки были очень яркими, и мне вспомнилась похожая история, когда срабатывал не «вкус», а цвет!
После обеда у нас с Александром Кандалеем возле лунок на двоих поблёскивали на солнце четыре щучки. В ста метрах от нас выше по острову Кеори ловили рыбу ещё двое приятелей.
– Сходим, узнаем, как люди ловят?
– Конечно!
Подошли, поздоровались и громко ахнули: у седобородого щукаря на льду лежит больше десятка щучек.
– На что ловим?
– Смотрите…
У рыбака парочка махалок. На одной висит золотистая блесна в форме медали, на другой такая же, но бронзовая.
– Ух, ты! Как олимпийские медали из Ванкувера!
– Бери выше! Это аналог той медали, на которую золото собирают для Плющенко!
– Молодец! Мы тоже часто мастерим разные суперприманки.
Мы с напарником весело и дружно рассмеялись да порадовались за находчивого щукаря-махальщика.

* * *
Рыболовный блогер Иван Боженко проверил успехи рыболовов, удящих рыбу на мушки подлёдного донного амортизатора в районе Дзёмог.
– Видел двух сигов весом до 3 кг! – с восторгом рассказывает товарищ.
Крупные сиги очень осторожны и недоверчивы, но мне вспомнилась забавная история.
Каждая рыба хитра по-своему, но иной раз попадаются просто неразборчивые: хватают всё, что шевелится, лишь бы на что-нибудь съедобное было похоже. А может, это мы так понимаем, а рыба свои дела знает сама.
Сижу я как-то у зимних лунок и вытаскиваю пустой чёрный крючок изо рта сига. А без насадки он оказался потому, что пока нечего было цеплять. Крючок просто болтался на поводке в десяти сантиметрах от блесны. Случай-то повторный. До этого удивлялся сигу, который заглотил небольшой блестящий никелированный крючок. В общем, как-то объяснил себе эту необычность. Вероятно, рыба посчитала яркий крючок за мини-малька. Ну, а этот «огуречник» попался на чёрный крючок. Видно, что принял его за личинку-каменушку. Подобным образом западные рыболовы удят рыбу на безмотылку. То есть на мормышку без натуральных насадок.
Теперь я ещё более усовершенствовал приманки для ловли сигов. Они очень похожи на натуральных мальков и подойдут как для зимней, так и для летней рыбалки.
И короед тоже максимально похож на натуральную личинку.


* * *
Новым ранним утром я ожидал товарища на автомобиле возле своего дома в полной рыболовной амуниции. Мимо проходила женщина и заговорила со мной.
– Здравствуйте! Говорят, что щука перестала ловиться? Я-то рыбку нашу амурскую люблю и в курсе всех новостей!
– Есть такое дело… Но отдельными местами щука попадается, – ответил я, обнадёживая любительницу рыбных блюд.
* * *
Погода стала ещё теплее, и мы с Геннадием Чукреевым решили пройтись на городскую косу. Рыболовов оказалось трое, и они пожаловались на отсутствие рыбы.
– Вот до середины апреля рыбка попадалась и под косой, и под берегом Пивани. А теперь вода сильно упала, и рыба, похоже, скатилась в низовья Амура.
Мы присоединились к «барабанщикам» и в товарищеской обстановке стали обсуждать прежние успешные клёвые годы, посматривая на обновляемый причал речного вокзала. Похоже, что к началу навигации он будет достроен.

В поисках поживы над нами пролетел орлан-белохвост.
– Вот поймаем рыбку, то обязательно угостим!
Даже когда щук мало, надо искать их зимние места. Очень влияет уровень воды. Особенно при её падении. Малёк и хищники перемещаются в более благоприятные места. Не случайно мы выбрали второе место, где ожидали поймать пятнистых хищников. Наш путь лежал по заснеженным сопкам за посёлок Бельго на большую крутую излучину под высокими амурскими скалами. Глубина в том месте плавно уходит к фарватеру, а плёс-тягун к зиме превратился в улово с обратным течением. Отличное место для проживания разной рыбы.


На месте орудуют махалками два местных жителя. Они прибыли на стальных «лошадках». Рядом с ними поблескивают мощные снегоходы. Здороваемся и обмениваемся новостями.
– Ловится… Вчера взял четыре щуки, а три ушли. Среди зимы были крупные щуки! Иногда судачки ловятся… Таймешка под пять кило попадался, – ответил пожилой рыболов.
Вот где оно рыбацкое счастье! Нашли клёвое место! И погодка отличная. Так тепло, что даже самый нестойкий человек может насладиться зимней рыбалкой! Свои приманки я смазал аттрактантом для ловли хищников, да ещё подсадил полоски миноги. Вот это пища! Мимо, как говорится, не проплывёшь! Первая щука атаковала мой красно-серебристый шумящий раттлин через двадцать минут ужения. Ух! Здорово вытягивать сильного хищника с глубины на поверхность льда! А это почти четыре метра. Вскоре вторая рыбина оказала большее сопротивление, зашла за край низа лунки, и боковой крючок приманки сломался! Трофей уходит… Ох! Напряжение и волнение растут. Рыба здесь есть!

Меняю снасть, и третья щука хватает в толще воды подвеску «малька»! Вот о чём я писал ранее. Это дополнительный шанс на поимку «верховой» рыбы. Следующая щука набросилась на раттлин и оказывается на льду! Рыбы красивые, чистые и упитанные. Летом они нередко выглядят скромнее.
После 14.00 очередная хищница попадается на нижнего подвесного «малька» и слегка его повреждает. Я продолжаю ужение и внимательно смотрю, как леска гуляет по лунке. Мысленно представляю игру моих приманок: раттлина и двух подвесок. Вдруг в лунке что-то блеснуло, выскочило на кромку и сделало пол-оборота по её окружности.
– О! – воскликнул я. – Это не настоящий малёк, а мой подвесной нижний плавающий «малек»!
Каким-то удивительным образом оторвавшийся от поводочка «малёк», изготовленный с изгибом в середине туловища, поднялся со дна реки и вернулся ко мне! А ведь здесь есть небольшое течение вперёд и работает обратка… Чудеса!
К 15.00 мы подвели итоги рыболовного дня. У товарища Эдуарда Барсукова две щуки, а местные жители уехали раньше с пятью щукам на двоих. Вот ведь как! Свершилось! Верно говорят: кто ищет, тот всегда найдёт!
А впереди, вероятно, апрельский ледоход!

Александр СМИРНОВ. Фото из личного архива автора