Тактико-специальные учения спасательных служб Комсомольска-на-Амуре прошли 17 июня в микрорайоне Парус.
По легенде учений, в полдень на дороге, ведущей к территории ТОСЭР, развернулась настоящая спасательная операция. И причина была более чем серьёзная: легковая машина столкнулась с бензовозом, а тот въехал в пассажирский автобус, заполненный людьми. Хорошо, что не было разлива топлива и детонации, иначе разнесло бы всё и всех.
Ни для кого не секрет, что самым быстрым подразделением спасения в городе является пожарная охрана. Для приведения в боевую готовность расчётам даётся до одной минуты, и бойцы прибывают на место происшествия в кратчайшие сроки.
В данном случае оперативно прибывшие спасатели представляли собой все организации, которые в таких случаях оказывают помощь: Госавтоинспекция, спецавтомобиль станции скорой помощи, УАЗ-«Патриот» с поисково-спасательной группой и пожарные машины МЧС.
Первым делом пожарные буквально залили место аварии пеной из генератора «Пурга-5», предназначенного для создания пенной подушки, которая ограничивает доступ кислорода к возможному возникновению огня.
Следом настала работа спасателей. Часть из них вывела людей из автобуса, другие, используя резаки и специальные пневматические приспособления, разжали двери покорёженной легковушки, срезали и убрали крышу, освободили и вытащили людей, предварительно зафиксировав возможные переломы шеи и позвоночника. Пострадавших тут же приняли медработники, и под вой сирены машина скорой помощи унеслась в больницу.
Повторю, хорошо, что не было разлива топлива бензовоза, и хорошо, что это были учения.
— Цель мероприятия — отработать взаимодействие между аварийно-спасательными формированиями города при ликвидации крупномасштабных аварийных происшествий, — сказал Алексей Оботуров, подполковник внутренней службы, начальник пожарно-спасательного гарнизона Комсомольска-на-Амуре. — Уникальность данных тактико-специальных учений в том, что мы проводим их первый раз, кроме того, привлекаем к ним аварийно-спасательные формирования нашего города, взаимодействуя с ГАИ, станцией скорой помощи, поисково-спасательными формированиями города и структурами МЧС. В учениях задействовано более 25 человек.
По легенде учений, на дороге произошло массовое ДТП с зажатием пострадавших в автомобиле с участием автобуса и бензовоза. В этом случае возможен разлив большого количества горюче-смазочных материалов, возможно загорание автомобилей. Для того, чтобы не допустить возможного загорания разлитого топлива, пожарными была создана воздушно-пенная подушка, затем спасатели вытащили из автомобиля пострадавших, для того чтобы передать сотрудникам скорой помощи.
— Проблема в том, что у нас довольно сложная обстановка на дорогах, — говорит Алексей Васильевич. — Люди нарушают правила дорожного движения, скоростной режим, и довольно часто происходят ДТП с зажатием пострадавших в салоне автомобиля. И сегодняшние учения помогут нам лучше координировать совместные действия спасательных служб города,чтобы в будущем более профессионально реагировать на дорожно-транспортные происшествия.
Следует отметить, что нормативов по времени нет, тем не менее в подобных происшествиях каждая минута на счету, поэтому работа выполняется быстро, спасатели и пожарные стараются максимально правильно выбрать алгоритм действий, отработать его на практике, чтобы в реальных случаях ДТП всё делать профессионально и быстро.
Дорожно-транспортные происшествия с участием такого транспорта, как бензовозы, происходят довольно редко, но специальные службы должны быть готовы к тому, что ситуация сложится наихудшим образом. Например, когда в результате ДТП люди теряют сознание, они зажаты, их не могут вытащить, а машина повреждена до такой степени, что необходимо разжимать и разрезать корпус.
В таких случаях для работы на ликвидации последствий ДТП на вооружении пожарных есть довольно обширный перечень спецоборудования — это гидравлические комплекты инструментов, разжимы, кусачки, пневмоподушки, которые можно подложить под пострадавший автомобиль и деблокировать пострадавших.
На вопрос, что самое важное в ликвидации таких происшествий, заместитель начальника 8-го пожарного специального отряда Федеральной пожарной службы МЧС России подполковник внутренней службы Евгений Тимченко ответил по-военному чётко:
— Самое важное — это своевременное привлечение сил и средств на место ДТП. Чем быстрее мы соберёмся вместе, тем более оперативно, профессионально мы окажем помощь пострадавшим.
— А в чём сложность?
— При наличии профессионального опыта пожарных и спасателей ничего сложного здесь нет. Мы всё это умеем, для нас нет ничего сложного.
Следует отметить, что кроме учений, пожарные МЧС регулярно проводят соревнования по ликвидации последствий ДТП со спасением пострадавших из автомобилей, резкой элементов автомобилей и освобождения пострадавших.









Евгений СИДОРОВ. Фото автора