Завершился 68-й шлюпочный поход «Парус Отечества» клуба юных моряков «Алые паруса».
Участников похода — 33 курсантов и 3 наставников торжественно встретили 20 июля в Комсомольске-на-Амуре.
В этом году за 15 дней, с 5 по 20 июля, экипажи трёх ялов «Паллада», «Байкал» и «Диана» прошли от поселения Малмыж до Комсомольска, это около 300 километров по Амуру.
Острова на горизонте
Поход начался с утёса Малмыж, где на утёсе курсанты посетили памятный обелиск морякам-героям, защищавшим Амур во время Гражданской войны, затем через протоку возле села Ачан зашли в озеро Болонь, где остановились на острове Гиудельген (Соболь). Это ближайший к Ачану остров, на второй остров — Ядасен, который находится практически в центре озера, ребята попасть не смогли: очень далеко, и к тому же невозможно было идти под парусами, постоянно дул сильный встречный ветер, а грести порядка 25 километров в стоячей воде всё-таки для детей нелёгкая задача.
Танцы на берегу
В селе Ачан курсантам повезло отметить День рыбака и побывать на краевом фестивале культуры коренных малочисленных народов Севера «Бубен дружбы». Песни, танцы народов Приамурья, полынный суп, нанайская уха привели мальчишек в восторг. Со своей стороны юные моряки провели несколько соревнований и отправились вниз по Амуру в родную гавань.
Затерянный мир амурских проток
— На самом деле походом наш маршрут назвать тяжело, — говорит Андрей Хисматуллин, руководитель клуба юных моряков. — Это скорее военно-патриотические сборы, но, надо сказать, уникальные — впервые за 68 лет мы побывали на озере Болонь. Геннадий Георгиевич Путятин мечтал о таком маршруте, но все годы мы проходили мимо, а в этом году так сложились географические карты, что у нас получилось.
Озеро Болонь очень нас впечатлило. Жаль, на второй остров не удалось попасть: по карте он в 25 километрах, настолько далеко, что в двенадцатикратный бинокль его едва видно. Течения нет, вода стоячая и встречный ветер. Под парусом особо не походишь, к тому же и лагерь разбить негде. Берега болотистые, трава в рост человека, непролазный кустарник, но, на удивление, практически нет комаров и мошки. Местность — сплошные мари и болота. На берегу нашли медведя, который погиб в битве с кабаном. Не поделили жизненное пространство, секач дрался насмерть, погибли оба.
Когда зашли в озеро, сразу стало заметно, что не Амур, цвет воды другой, да, она коричневая, но глубина просматривается.
Часть озера находится под заповедной защитой, большая часть берегов и проток заполнены сетями, рыбы очень много, в иных местах вода просто кипит от знаменитых ачанских сазанов, верхоглядов, толстолобиков. Карась просто кишмя кишит, ауха, лещ, краснопёрка. Правда, рядом собираются разрабатывать Малмыжское золото-медное месторождение, и что будет с Амуром и рыбой — непонятно, скорее всего, ничего хорошего.
Для одного из наставников курсантов — Константина Чернова этот поход уже пятнадцатый по счёту. В клуб юных моряков он пришёл подростком, а сейчас сам учит молодёжь ставить паруса и рассчитывать курс.
— Поход в этом году удался очень лёгким, но в то же время очень интересным, познавательным и в какой-то степени уникальным, — рассказывает Константин Чернов, педагог дополнительного образования. — Порядка 17 курсантов, которые шли первый раз, самому молодому участнику похода — 12 лет.
Маршрут сам по себе лёгкий, и в этом году мы решили набрать побольше новичков, чтобы они могли научиться премудростям морских наук, чтобы в следующем году, когда поход будет сложнее и тяжелее, у них были бы подготовка, опыт, какая-то база практических навыков. С погодой нам повезло, были дожди, но они все пришлись на пребывание в палатках, по ходу маршрута светило солнце и дул попутный ветер. Удалось и на вёслах походить, и под парусами.
— Как новички себя показали?
— Самое тяжёлое для городских ребят — вникнуть в понятие физического труда, что надо грести, что надо ухаживать за собой, уметь работать в команде, готовить пищу, ставить палатки.
Конечно, были те, которые быстро освоились, буквально за два дня. Смотришь, они уже и палатки ставят, картошку чистят и на вахте помогают. Но не все, всё же зависит от характера, воспитания в семье, к нам они приходят от родителей, и кто как воспитан, так себя и проявляет.
— Морские науки практиковали?
— Обязательно. Как только ветер, так ставим паруса. Объясняем, почему шлюпка может идти против ветра, какими галсами, на борту изучаются снаряжение, оснастка. Ведь одно дело, когда это в теории, и совсем другое на практике. Одно дело — вязать морские узлы в классе, и совсем другое — в реальности похода под парусами. На картах учим ребят прокладывать маршрут. Амур — это сплошные протоки, и надо уметь на карте определить, где основное русло реки, а где протока.
— Элементы выживаемости изучаются?
— В первую очередь правила техники безопасности при ходьбе под парусом. Бывает, большие волны переливаются через борт, и как следует действовать в таких условиях, как бороться за выживаемость шлюпок. На берегу дети учатся разводить костёр, причём в дождь, когда дрова мокрые, готовить еду, жить походной жизнь в общем.
— С хищными зверями пришлось встретиться?
— В этом году хищников не встречали. На обратном пути, когда подошли к Комсомольску, встали возле заброшенного лагеря, к нам пришли два домашних козла. Дети веселились, кормили их сухарями, конфетами. Рыбаки предупреждали, что ходят медведи, у нас средства защиты традиционные, в основном шумовые.
Каждую ночь выставляем вахту, два человека по полтора-два часа следят за лагерем, костром, снаряжением. Не сколько медведи, сколько лисы могут прийти, шариться в рюкзаках.
— Как с пресной водой, проблемы были?
— У нас на картах отмечены точки, и из года в год мы останавливаемся на одних и тех же местах. В основном заходим в деревни, в которых уверены, что там есть вода и хлеб, это наши обязательные потребности. С водой катастрофической проблемы нет, местные жители идут навстречу, воду покупаем там, где машина привозит воду. На День рыбака пошли за водой, нас и рыбой жареной гостили, и на праздник пригласили. Кстати, среди курсантов-новичков есть и заядлые рыбаки. Я думал, что в наше время рыбалкой мало кто занимается, но дети порадовали: 12-13 лет, бегут с удочками, спиннингами, ловят сазанов, лещей, тут же разделывают, заворачивают в фольгу и в костёр.
Для курсанта Артемия Крючкова, 13 лет, этот поход стал первым.
— Поначалу было тяжело, но со временем приобретаешь опыт, появляются навыки, — говорит он. — Очень поразило озеро Болонь, которое как будто скрыто от людей. Местность вокруг низменная, высокая трава, кустарник. Смотришь, думаешь, вода и куча островов, а на самом деле это проход в протоку и озеро, огромное. Берега — сплошные болота и трава, едва нашли песчаную косу, где можно было затабориться. Много рыбы, хорошая рыбалка, много птиц. интересно было наблюдать, как орланы охотились на рыбу.
Вообще, с рыбой курсантам очень повезло, можно сказать, поход был во многом рыбацкий. Даже на последней стоянке, напротив Комсомольска, местные рыбаки угостили ребят рыбой — пятнадцать судаков, роскошной ухой на костре поставили финальную точку в маршруте.
В поисках укрепрайона
На следующий год в планах юных моряков зайти в деревню Чныррах и посетить чныррахскую крепость.
— В этом году шестнадцать новичков 2013 года рождения, и как с ними в море идти? — говорит Андрей Хисматуллин. — За год они же не вырастут в три раза. В лимане грести тяжело, это не по течению спускаться. В лиман вышел, там совсем другой расклад, там и волны и ветер, это практически море.
Поэтому поход планируется до Чнырраха. Там в лесу находится заброшенный советский укрепрайон, в прошлом году курсанты не смогли его найти. Останется два дня, ребята походят на ялах по Амуру.














Евгений СИДОРОВ. Фото из архива КЮМ «Алые паруса»