Коллекционирование имеет совершенно разные направления. Одни собирают марки, другие — монеты, антикварные статуэтки, открытки и многое другое. Среди коллекционеров есть и те, кто собирает значки, в том числе наградные и сувенирные. Фалеристика как вид коллекционирования появилась в нашей стране в 1970-е годы.
Сегодня для людей, увлечённых фалеристикой, это одновременно и хобби, и история, и память о прошлом, запечатлённая в предметах коллекции. Ведь за каждым значком или медалью стоит не только история государства, но и своя личная история, связанная с приобретением того или иного экспоната коллекции. Одним из таких хранителей истории в нашем городе является Сергей ХАРДИН, обладатель обширной коллекции ведомственных памятных знаков.
За спичками
Сергея Хардина страсть коллекционирования накрыла ещё в первом классе, в шахтёрском городке Полысаево Кемеровской области.
– Это был 1961 год, – вспоминает Сергей Петрович. – От школы до дома путь был неблизкий, а по дороге располагался шахтёрский комбинат. Дети всегда что-то интересное ищут, и мы с другом на мусорной свалке комбината собирали спичечные коробки и аккуратно снимали с них этикетки. Всё началось со спичечных этикеток, это было моё первое увлечение.
В среде филателистов
В 1972 году Сергей поступил в Томский институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники. В те времена в городе работал магазин «Филателия». Сергей вошёл в общество местных филателистов и начал собирать марки.
– Увлёкся я марками по теме живопись, мне были интересны картины, известные художники. Эти наборы марок у меня до сих пор хранятся. Собирал довольно долгое время, потом наше государство решило заработать на коллекционерах. И если раньше в год выходило 100 марок, то затем их начали выпускать по 200-300 в год, к тому же листы по 40 марок приходилось по специальному купону покупать оптом, это гораздо дороже, и я решил с марками покончить.
Монетный сбор
К тому времени, это был 1977 год, Сергей уже жил в Комсомольске, а в 1978 году его отправили в командировку в Ленинград.
– В Ленинграде я познакомился с одним хорошим человеком, который стал моим наставником и учителем в мире нумизматики. Он меня учил, что настоящий нумизмат должен обладать знаниями, то есть ты видишь монету и должен понимать, какую ценность она представляет. А это значит знать историю, разбираться в каталогах. Раньше у меня был другой подход, увидел – купил, покупал советские юбилейные монеты за полтора рубля – продавал за три, расходились влёт.
В 1980 году Москва готовилась к Олимпиаде, и государство начало выпускать юбилейные и олимпийские рубли, в среде нумизматов поднялся ажиотаж.
– Отчеканенные известные писатели, художники – такие монеты приятно было собирать, через них узнавать что-то новое. Эти монеты в Комсомольске собирала масса людей, даже на Пивани было отделение общества нумизматов.
В Ленинграде, городе с богатейшей историей, Сергей увидел старинные монеты, и его, что называется, зацепило.
– Вообще, когда видишь старую монету, к примеру, Российской Империи, трудно остаться равнодушным, ведь, как бывает, человек вроде бы и не собирался монеты собирать, а подходит, берёт в руки «империал» эпохи Елизаветы I и всё, пропал, понесло его, как Ипполита Матвеевича Воробьянинова, за гостиным гарнитуром мадам Петуховой.
До какого-то времени я собирал царскую Россию, сформировал достаточно приличную коллекцию, но наступило время, когда на рынок нумизматики хлынул вал подделок, причём очень хорошего качества. И сегодня, чтобы понять, что за монета, надо быть очень опытным человеком. И меня вся эта массовая фальсификация отвернула от нумизматики. К тому времени окончательно распался СССР, и меня заинтересовала советская история, воплощённая в наградных знаках ведомств, наркоматов, министерств и предприятий.
Страна трудовых достижений
Здесь стоит отметить, что советская ведомственная наградная система стала формироваться в большей степени в 1930-е годы, но людей награждали очень скупо. Любая награда в те времена – это серьёзная вещь, оформленная документально. Существует нечто вроде байки, что человек 1930-х годов, награждённый знаком «Отличник социалистического соревнования железной дороги» или «Лучший машинист СССР», имел больше льгот, чем человек, награждённый орденом Ленина. Судите сами: и зарплата выше, и путёвки во всесоюзные здравницы, и форма бесплатная.
От серебра к алюминию
По качеству изготовления знаков можно отследить расцвет и упадок великой страны. До Великой Отечественной войны и вплоть до середины 50-х годов ведомственные награды изготовлялись из серебра, бронзы, эмали, латуни. Прежде чем выпустить награды, эскизы проходили через технические и художественные комиссии, различные согласования, пробный выпуск.
В 1960-70-е и последующие годы металл становился всё более дешёвым, к примеру, знак «Почётный железнодорожник» 1978 года – это изделие из алюминия.
Цена вопроса
– Ценность знака зависит от количества выпуска. Есть значки, которых выпустили 20 штук, и хотя они не всесоюзные, но с исторической точки зрения очень интересные. Естественно, знаков довоенного времени гораздо меньше, и цена их достаточно высокая как среди коллекционеров, так и на рынке антиквариата. Знак «Лучший машинист СССР» 30-х годов сегодня стоит 5-6 тысяч долларов. В 1971 году в Хабаровском крае была организована артель старателей «Восток». К 25-летию предприятия были выпущены медали, которыми награждали ветеранов золотодобычи. Сегодня стоимость медали весом 36 граммов из золота 999-й пробы доходит до полутора миллионов рублей.
– Сергей Петрович, картины покупают для инвестиций, демонстрации успеха, а для чего коллекционировать знаки?
– В первую очередь это очень интересно, это история города, Хабаровского края, страны. Бывает так, находишь знак и начинаешь изучать его историю, ведь история знака – это и наша история. И если говорить о степени увлечённости, в этом плане я очень интересующийся историей человек. Например, появился у меня значок «Первая конференция женщин завода им. Ленинского комсомола»; второй конференции не было, и я до сих пор не знаю, когда эта конференция была и какие вопросы на ней поднимались. Обращался и в библиотеку им. Н. Островского, и в заводской музей, никто не знает. Остался вариант просмотреть подшивку заводских газет за 60-е годы.
– Сергей Петрович, увлечение каким-то образом удаётся монетизировать?
– Сегодня есть Интернет, на специализированных сайтах можно как продать, так и купить вещь. Сейчас поднялись в цене золото и серебро, соответственно и знаки, изготовленные из такого металла, тоже поднялись в цене. Я не отношу себя к людям торговли, хотя, возможно, и наступит момент, выставлю знаки на продажу.
– На ваш взгляд, какова глубина городского рынка коллекционирования в Комсомольске?
– К сожалению, увлечённых людей крайне мало. В городе есть круг коллекционеров, активных не больше 20 человек. В период коллекционирования юбилейных рублей в комсомольском клубе коллекционеров было больше сотни коллекционеров, причём от школьников до старшего поколения. Сегодня интересы прошлых лет поглотил Интернет, который, в принципе, для человека совершенно пустой по своей значимости и пользе. Можно годами сидеть в Интернете и выйти из него, как из сказки о потерянном времени.
– Сергей Петрович, большое спасибо за интересную беседу.






Евгений СИДОРОВ.
Фото автора