Пилоты берёзовой рощи

Аэродром «Дзёмги» и прикрывающие небо над нами лётчики-истребители появились в Комсомольске-на-Амуре ненамного позже, чем родился сам город.

Дата неизвестна

В 1932 году правительством Советской России было принято решение о строительстве на Амуре в районе села Пермское города Комсомольска-на-Амуре, а также судостроительного и авиационного заводов.

К концу 1935 года строители города юности возвели несколько основных и вспомогательных цехов, после чего начался стремительный монтаж оборудования. Одновременно велась подготовка к сборке самолётов.

Первым построенным в 1936 году в Комсомольске самолётом стал дальний разведчик Р-6 (АНТ-7), спроектированный А.Н. Туполевым.

К сожалению, точных данных относительно даты ввода в эксплуатацию заводской взлётно-посадочной полосы найти не удалось. Скорее всего, это случилось во второй половине 1936 года, поскольку большая часть построенных в Комсомольске самолётов Р-6 имела колёсные шасси. Откуда-то они же взлетали? В общей сложности до конца 1937 года на заводе было собрано 20 самолётов Р-6.

Ястребки прилетели

В 1939 году на Дзёмгах впервые появились истребители И-16. В то время эта истребительная авиационная часть входила в состав 31-й авиационной бригады. Само же слово «Дзёмги», напомним, имеет нанайское происхождение и переводится как «берёзовая роща». До начала строительства города в 1932 году в этом районе находилось стойбище коренных жителей Приамурья — нанайцев.

В августе 1939 года для защиты промышленного центра Дальнего Востока — города Комсомольска-на-Амуре от ударов с воздуха на аэродроме Дзёмги авиационного завода был сформирован 60-й истребительный авиационный полк (иап).

Боевой путь полка – это исторические вехи выдающихся дел по освоению авиационной техники лётчиков и самоотверженной работы инженерно-технического состава. Это судьбы многих людей, беззаветно преданных Отчизне, Боевому Знамени, своему воинскому долгу. Это великие традиции, созданные с первых дней образования полка и свято чтимые по сей день. Это история и жизнь, которой гордятся лётчики и техники полка.

В мире и на войне

Основой формирования полка явились кадры 3-го и 18-го истребительных авиационных полков 20-й авиабригады. С первого дня формирования полк приступил к организации и обучению боевых экипажей, звеньев, эскадрильей и уже к концу 1940 года в полном составе был готов к боевым действиям в дневных условиях и специальными кадрами ночью.

Уже в 1941 году полк был признан лучшим в 29-й авиационной дивизии и получил переходящее Знамя Комсомольского-на-Амуре ВКП (б) и горисполкома.

С момента образования полк место дислокации не менял. В годы Великой Отечественной войны лётчики и техники полка стремились на фронт, чтобы лицом к лицу встретиться с врагом, и многие туда попали. В боях показывали примеры мужества и героизма. Лётчику полка лейтенанту Ш. Абдрашитову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

В послевоенные годы заслуги полка перед отечеством также были отмечены высокими наградами. В 1959 году приказом командующего отдельной Дальневосточной армией ПВО полк был определён отличной частью. 9 ноября 1961 года приказом министра обороны СССР за  безаварийную лётную работу в течение 10 лет полк был поставлен в пример всем авиационным строевым частям Вооружённых сил СССР.

В 1985 году первый в стране среди строевых частей 60-й иап получает на вооружение истребители Су-27 и с 1 апреля 1986 года заступает на боевое дежурство на самолётах Су-27.

80 — 90-е годы для личного состава полка характеризовались большим количеством вылетов. Только в 1988 году дежурные силы полка приводились в готовность № 1 более 300 раз, осуществлено 106 подъёмов дежурных истребителей в воздух, в том числе и на сопровождение иностранных самолётов-разведчиков.

А почему «Таллинский»?

В годы Великой Отечественной войны началась история 404-го истребительного авиационного полка. В мае 1944 года закончив своё формирование, с 10 июня 1944 года полк вёл боевые действия в составе ВВС Ленинградского фронта. 30 июня была одержана первая воздушная победа полка в Великой Отечественной войне: младший лейтенант Малкин в воздушном бою в районе южнее н.п. Ваккила сбил немецкий «мессершмит» (Ме-109).

404-й иап участвовал в разгроме фашистских войск на Карельском перешейке, освобождении городов Выборга и Петрозаводска. Особенно тяжёлые бои шли за город Таллин. За героизм в боевых действиях полку было присвоено почётное наименование «Таллинский», а за образцовое выполнение заданий командования при овладении островом Сааремаа (Эзель) полк был награжден орденом Кутузова III степени.

С 9 августа полк принимал участие в разгроме милитаристской Японии.

В послевоенное время 404-й истребительный авиационный полк оставался в составе ВВС Дальневосточного военного округа, базируясь на аэродроме Орловка в Амурской области. Лётчики полка успешно освоили реактивные истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-29.

 В 70-е и 80-е годы — время расцвета полка: восемь панельных пятиэтажных жилых зданий, два магазина Военторга, Дом офицеров, спортивный клуб, детский сад, лётно-технического состава, две гостиницы.

В 1996 году 404-й иап перевооружается на Су-27, перегнав машины из Смоленска. К тому времени экономическая ситуация в стране становится очень тяжёлой.

Оптимизация, чтоб её…

В августе 1998 года жёны военнослужащих гарнизона Орловка заблокировали взлётно-посадочную полосу, не выпуская транспортный самолёт и требуя погасить пятимесячную задолженность по зарплате их мужьям.

В процессе реформирования Вооружённых сил было принято решение «оптимизировать» значительное количество авиационных частей и ликвидировать около половины военных аэродромов на Дальнем Востоке.

В настоящее время от большинства зданий авиабазы Орловка остались только фундаменты, уцелели несколько бывших жилых пятиэтажек и бетонные капониры для самолётов.

В конце концов было принято решение о закрытии гарнизона. 1 августа 2001 года приказом первого заместителя министра обороны РФ было проведено переформирование 60-го иап и 404-го иап в 23-й Таллинский истребительный авиационный ордена Кутузова III степени полк с базированием на аэродроме «Дзёмги».

Дзёмги международного класса

Согласно реестру Федерального агентства воздушного транспорта, аэродром базы ВКС «Дзёмги» классифицируется как международный. Он оборудован двумя радиолокационными станциями ближней навигации (РСБН), курсо-глиссадной системой 1-й категории, обзорными РЛС, светосигнальными системами. Размеры ВПП составляют 2480×80 м. Аэродром может принимать практически все типы воздушных судов до Ан-124 «Руслан» включительно.

Стоит отметить, что в разные годы в 60-м иап и 404-м иап проходили службу Герои Советского Союза гвардии капитан Д.Н. Николаев, лейтенант Ш.М. Абдрашитов, заслуженный лётчик-испытатель СССР, лётчик-космонавт Т.О. Аубакиров.

Сегодня личный состав полка, верный традициям 60-го иап и 404-го иап, лётных династий и поколений военлётов, продолжает с честью выполнять задачи по охране воздушного пространства и защите дальневосточных рубежей нашей Родины.

Руслан БАШИРОВ. Фото из архива экспоцентра КнААЗ

Яндекс.Метрика