Понемногу улеглись страсти, кипевшие в городе летом и осенью вокруг проблем с вывозом твёрдых коммунальных отходов (ТКО). Насколько региональному оператору удалось нормализовать работу? Следует ли считать эпопею так называемой мусорной реформы завершённой? Об этом мы беседуем с директором ООО «Экология-Сервис» Никитой УШАКОВЫМ.
– Никита Константинович, в разгар проблем после начала деятельности вашей компании в качестве регионального оператора по обращению с ТКО от населения поступало много жалоб еженедельно. Как обстоят дела сейчас?
– Поначалу, как нам говорили в администрации, приходило не меньше 10 жалоб в день. Сейчас это количество снизилось примерно на порядок и составляет не больше одной в день.
– Насколько нормализован к настоящему времени график вывоза ТКО?
– Машины у нас ездят согласно СанПиН. Он подразумевает вывоз при температуре +5 и выше не реже одного раза в день, при температуре +4 и меньше – не реже одного раза в три дня. Но при этом мы не паразитируем на законодательстве, а машины направляем на ежедневной основе.
В части крупногабаритных отходов (то, что не помещается в контейнеры, если говорить простыми словами) СанПиН говорит, что при температуре +5 и выше надо вывозить его не реже одного раза в неделю, при +4 и ниже – одного раза в 10 дней. Но и здесь мы пошли на увеличение количества вывозов по той простой причине, что видим объёмы, превышающие нормы накопления. Поэтому вывозим два раза в неделю, чтобы отходы не скапливались.
В части нормализации графика должен сказать, что проблемы хоть и бывают, но скорее носят точечный характер. Это зависит как от техники, которая имеет свойство иногда выходить из строя, так и от людей: водители тоже люди и иногда болеют. В таких случаях мы оперативно принимаем решение о перенаправлении машин и изменении маршрутов, чтобы вывоз не прекращался. Но в целом график нормализован.
– В острой фазе так называемого мусорного кризиса во время еженедельных совещаний с администрацией города звучала цифра – дескать, для нормального вывоза нашему городу требуется около 50 машин. Вы с этой цифрой согласны?
– Я так скажу. У нас тарифицируемая деятельность, и в тарифе заложено определённое количество автомобилей, которое просчитано. На сегодняшний день эта цифра составляет 40 единиц, из которых 36 постоянно действуют и четыре находятся в резерве.
На мой взгляд, озвученная цифра 50 мусоровозов ничем не подтверждена. И на момент начала нашей деятельности я не могу сказать, что здесь работали 50 единиц ежедневно. А что касается увеличения нашего автопарка, то сейчас у нас на маршрутах постоянно действует 41 единица техники, и до конца года ждём ещё два мусоровоза.
– Насколько я заметил, проблемами со своевременным вывозом ТКО был охвачен не весь город, а лишь некоторые районы. Так ли это?
– Да. Когда мы начинали свою деятельность, была договорённость не ущемлять представителей местного бизнеса, которые до этого занимались вывозом ТКО. То есть не выгонять их с рынка данных услуг. У нас, разумеется, была своя техника, но мы взяли и местные организации на подряд. И распределили их по территориям обслуживания. Так вот один из перевозчиков, которого я не хотел бы сейчас называть, к сожалению, не справился со своим участком. Причина проста: большинство водителей уволилось, и на маршруте остался один мусоровоз, которого на весь фронт работ, конечно, не хватило. И пострадал как раз этот район города – Привокзальный.
Ситуацию мы вытягивали путём перестроения маршрутов и привлечения на этот участок других подрядных организаций. Из-за вынужденных перетасовок наблюдались сбои графика и на других маршрутах.
Да, мы признаём, что проблема была. Да, мы понесли за то, что её допустили, административное наказание. И да, мы честно сделали перерасчёт за оказание услуги ненадлежащего качества. Сейчас та ситуация разрешена, а подрядчик никуда не исчез, набрал штат и продолжает работать уже в нормальном режиме.
– Также на совещаниях в администрации вы говорили, что посчитали необходимым выделить образовательные и медицинские учреждения в отдельный маршрут для мусоровозов. С чем было связано это решение?
– Объясню. С доступом на территорию школ, садиков и медицинских организаций есть определённые сложности, связанные с предъявляемыми к ним требованиями безопасности. То есть машина приезжает к воротам, сигналит и долго ждёт, пока ей откроют. На этом терялось ну очень много времени, водители выбивались из графика, и опять начинался недовывоз отходов с других контейнерных площадок. А учреждения образования и здравоохранения – это социальные объекты, откуда нужно вывозить в первую очередь.
Поэтому мы выделили их в отдельный маршрут со своей машиной, которая может себе позволить спокойно дожидаться допуска на закрытую для посторонних территорию.
Кстати, есть ещё одна проблема, которая дала о себе знать с началом учебного года. По утрам возле школ и детских садов скапливается много личного транспорта. Родители привозят детей, и подъезды к контейнерным площадкам бывают так заставлены, что не подберёшься. А выделение специальной машины позволяет спокойно переждать автомобильное столпотворение и подъехать чуть позже.


– Ещё вы говорили, что часть проблем создают предприниматели, которые подкидывают свои отходы в контейнеры жильцов многоквартирных домов.
– Да, и эта проблема находится в стадии решения. Показательным примером тут является МКД по Аллее Труда, 60/2. Мы туда направляли аж три машины – мусоровоз боковой загрузки, «жвачку» (это машина, которая загружает отходы сзади и попутно их прессует, как будто пережёвывает), а также бортовой грузовик для крупногабарита, – но при этом отходы всё равно продолжали скапливаться. Стали разбираться и выяснили, что «сверхнормативный» объём дают расположенные в непосредственной близости от дома торговые точки. Да и сами отходы были очень характерные – лотки, мешки, упаковочная тара, подгнившие овощи, просрочка… То есть к категории коммунальных они явно не относятся и должны утилизироваться по договорам между предпринимателями и перевозчиками, имеющими на это лицензию.
– А почему раньше таких проблем не возникало?
–У людей всегда был справедливый вопрос: «Почему именно после вашего прихода начались проблемы с мусором?» Могу сказать по опыту других регионов (а мы изучали их практики), что с приходом регионального оператора с рынка уходят «серые» перевозчики, не имеющие лицензий. Те, которые до этого могли вывезти мусор в лес, порождая и увеличивая несанкционированные свалки. Но они-то ушли, а отходы у предпринимателей никуда не делись, вот их и стали подбрасывать в ближайшие доступные контейнеры – чаще всего во дворах многоквартирных домов. Расчёт был на то, что региональный оператор в любом случае обязан вывезти всё, что есть.
Мы действительно не можем допустить, чтобы площадки оставались заваленными, и потому вывозим всё, не разделяя отходы производственные и коммунальные. Но юридические лица при этом не понимают одной важной вещи. Договор-то с ними уже заключен с момента начала нашей деятельности – в форме публичной оферты. То есть подписали они его или нет на бумаге – неважно, а вот обязанность оплачивать услуги по вывозу своих отходов имеется. И после подписания договора им будет выставлен счёт за весь период с 1 июля 2025 года.
В этой связи мы практикуем так называемое инициативное заключение договоров. То есть находим вполне общедоступную информацию о действующих в зоне нашей ответственности организациях и направляем на их юридические адреса предложение заключить договор на вывоз отходов. Есть у нас и специалисты, которые выезжают на место, подтверждают, что организация является действующей, и рассчитывают стоимость услуги по нормативам для разных типов предприятий. Например, парикмахерские считаются по количеству кресел для клиентов, магазины – по квадратным метрам занимаемой площади, а офисы – по количеству сотрудников в них.
Эту работу мы ведём планомерно и рано или поздно завершим. Пока с 1 июля заключено более одной тысячи договоров с юридическими лицами, что составляет около 40% от их общего количества. Отмечу попутно, что все бюджетные организации охвачены договорами на 100%.
– Как обстоят дела с вывозом ТКО из частного сектора?
– До появления регионального оператора жители частного сектора в большинстве своём не платили за вывоз мусора. Избавлялись от него своими силами и по-разному. Сжигали в печи, выбрасывали в чужие доступные контейнеры или в речку, в лес – куда-нибудь подальше от себя. По этой причине инфраструктуры под вывоз мусора (а именно контейнерных площадок) тоже практически не было.
Теперь обязанность оплачивать вывоз лежит на всех, а норматив отдельно рассчитан на каждого потребителя. То есть, куда бы ты ни выкинул свой мусор и что бы с ним по своему усмотрению ни сделал, заплатить обязан. С другой стороны, у жителей частного сектора вообще отпала необходимость думать, куда деть свой мусор – этот вопрос за них должен решать регоператор.
Чтобы решить проблему отсутствия площадок-накопителей, администрация города ещё до 1 июля начала закупать контейнеры для частного сектора и проводить разъяснительные встречи с населением. На них жители решали, куда эти контейнеры поставить в границах своих улиц. За эту работу, начатую заранее, мы очень признательны администрации, потому что, по опыту других регионов, муниципалитеты часто брались за дело с опозданием, когда проблемы уже поднимались в полный рост.
Эта работа в Комсомольске продолжается и сейчас: где-то людей не устраивает выбранное место, где-то просят добавить контейнеров и т.д., но дело двигается.
– И ещё один вопрос. Много было негатива в связи с тем, что с контейнерных площадок не вывозятся старые автомобильные шины.
– Мы и не можем их вывозить. Пользуясь случаем, разъясню, что обязанность по утилизации шин изначально лежит на собственнике. То есть их нельзя выбрасывать, а надо сдавать в переработку. Мы же их забирать не можем, потому что, во-первых, это не коммунальные отходы, а во-вторых, они непригодны к захоронению и полигон их попросту не принимает.
Вопрос стоит остро, и мы его обсуждали с администрацией. В городе есть предприятие по переработке старых покрышек, но его производственных мощностей на город не хватает. Думаю, решение так или иначе будет найдено.



Беседовал Андрей МЕЛЬНИКОВ. Фото предоставлено ООО «Экология-Сервис»