Русская душа, русский характер

Павел Лукич Фефилов – человек известный в нашем городе и крае, а теперь уже и во многих уголках нашей страны после выхода из печати его уникальной, многостраничной, государственной по своему значению книги об освоении амурских земель, о легендарном полярнике, покорителе Северного Ледовитого океана Георгии Яковлевиче Седове, который также жил и служил на Дальнем Востоке, исследуя и обустраивая лиман и побережье Нижнего Амура.

Павел Фефилов – живописец, член Союза художников России. Вдохновенный исследователь истории Хабаровского края. Почётный член Приамурского географического общества. Академик Дальневосточной народной Академии. Награждён губернатором Почётным Знаком «За заслуги перед Хабаровским краем».

Сегодня ветераны орденоносного Амурского судостроительного завода, где он проработал 41 год, а также писательская и художественная организации, коммунисты города выступили инициаторами присвоения П.Л. Фефилову звания «Почётный гражданин города Комсомольска-на-Амуре». Уверена, у каждого из подписавшихся есть серьёзные аргументы, отвечающие на вопрос: «А что сделал этот человек для города и края?»

Зная Павла Лукича многие годы, я всегда отмечала многогранность его таланта. Он строил эсминцы, ледоколы, подводные лодки. Он пишет стихи, живописные картины и графику. Автор 26 персональных выставок! Им написано 15 книг  познавательного и публицистического характера. И просто Павел Лукич мудрый наставник и сердечный человек. Грани его таланта напоминают крепкие канаты, связанные в один морской узел: не сломать, не развязать! Как бы сказали врачи: крепко «сочетанные» таланты, свидетельствующие о «здоровом духе в здоровом теле».

Откуда эта крепость духа?

Дело в том, что Павел Лукич Фефилов Комсомольск-на-Амуре называет своей второй малой Родиной. А первой – ломоносовский Север, Архангельск, где студёное море и холодная небесно-синяя Пинега. Север и Дальний Восток – два близкие по своей внутренней силе жизненные пространства.

Север… Холмогоры готовили подростка к взрослой жизни. Учили выживать, своими руками выполнять любую работу. Север воспитывал. Север учил Пашу подшивать валенки, паять кастрюли, лудить самовары, работать с деревом, мастерить табуретки, столы, рамы. Дядя (брат отца) брал с собой на охоту и рыбалку, обучал мастерству фотографирования. Учил: «Мужчина – это защитник, на нём лежит благосостояние семьи, а значит и Родины».

Фефиловы много работали, а в часы отдыха любили путешествовать. В самодельную отцовскую яхту усаживались все желающие. (Отца Павла в 1938 году расстреляли по ложному доносу). Представляю, как  идёт судно по любимой Пинеге навстречу свежему ветру и сосновому запаху. Останавливались в укромном местечке, вынимали самодельные этюдники и работали. Многие хорошо рисовали. Рисовал и Паша: головки животных, деревья карандашом, а иногда и красками. А потом наступали самые волшебные минуты семейного отдыха. Домашние художники рассаживались уютно в квартире Фефиловых и оценивали мастерство друг друга. Демократично, с большим энтузиазмом обсуждали все достоинства и недостатки собственного творчества. И Паша, к общему одобрению, подражая взрослым, имел свой голос в этой партитуре. Замечали: он и цвет подметит, и композицией заинтересуется.

А какую радость доставляли ему короткие вечера, когда мама  читала вслух сказки Бажова, рассказы Пришвина. Павлик восхищался своими земляками: Михаилом Ломоносовым, Георгием Седовым, ещё не предполагая, как много в его жизни будет связано с именем этого человека.

Пропитанный Севером, Павел Лукич начал рано зарабатывать на хлеб, мастеря разные поделки. Рисовал  акварелью наивные картинки, которые с успехом продавались на рынке. В 14 лет уже работал на судне рулевым. Без отрыва от производства окончил в Архангельске судостроительный техникум и в 1948 году был направлен в Комсомольск-на-Амуре. Работал на судостроительном заводе конструктором, затем руководителем конструкторской группы, начальником отдела по внедрению новой техники. На кораблестроительном факультете в политехническом институте (ныне КнАГУ) закончил вечернее отделение.

Именно на заводе, среди тружеников-корабелов впервые проявилась его северная закваска, так называемая «медленная воля», когда не существует слов «нельзя, не могу, устал», когда тысячи раз проверишь, просчитаешь любую ситуацию: не быстро, не наскоком, а глубинным погружением. Вот где пригодилась природная смекалка конструктора-изобретателя и блестяще усвоенные научные знания. Отдел, возглавляемый им, создавал условия для высшей производительности труда, улучшал процесс взаимодействие человека с кораблём.

Кроме основной работы, он занимался и общественной, проявлял организаторский талант и бесстрашие при начинании нового дела. Так был создан заводской  музей Трудовой славы, а начинал он практически с нуля. Коллективные монографии «Амурские корабелы» и «Амурский характер», написанные 30 лет назад группой энтузиастов и писателем Г.Н. Хлебниковым при активном участии Фефилова, и сегодня интересны многим, особенно молодым судостроителям.

Знаковой можно назвать деятельность Павла Лукича и в культурном пространстве Комсомольска. Он трижды избирался председателем городского отделения Союза художников. А в годы перестройки проявил в этой общественной должности невероятную стойкость. У художников города пытались грубо отнять собственность: здания и сооружения художественного фонда. Здесь снова помогла «медленная воля» Фефилова, когда нужно было пройти по кромке и не споткнуться. Прошёл массу юридических процедур, преодолел кучу потайных финансовых и административных «зацепок», чтобы победить в неравной борьбе. Фефилов смог, он выстоял, защищая честных тружеников. Он защищал интересы художников в арбитражном суде г. Хабаровска.  Союз художников выиграл 11 дел! Правда, эта воля к победе стоила ему нескольких месяцев болезни. Но ни о чём не жалеет. С подлинным даром краеведа и художника-исследователя, он пишет статьи о своих собратьях-художниках: Г. Цивилёве, Д. Гутове, Г. Лукьянове, Н. Заславском, В. Уфимцеве, Ли Гирсу.

Всю неделю я не могла застать Павла Лукича дома: в свои 92 года он отправился в поездку по БАМу! Но его ждали в школах – на этот раз в посёлках Кондон и Хурмули. А ранее были Солнечный, Верхняя Эконь, Уктур, Даппы, Гурское, Тамбовка, Селихино, Эворон… Дети рисовали, делали поделки. Мастер учил их жизни. Эта же поездка была особой. На уроке мужества его голос звучал в напряжённой тишине: «Мы любим нашу Родину, мы верим в нашу армию и поддерживаем президента. Александр Васильевич Суворов сказал: «Мы русские, какой восторг!» Павел Лукич дарит школьникам книги о первооткрывателях Дальнего Востока Арсеньеве, Москвине, Седове, а также исследование про строительство железнодорожной ветки Комсомольск – Совгавань, о легендарном Арсении Петровиче Кузнецове, написанном совместно с краеведом Владимиром Зуевым «Сердце остановилось на перевале». Он частый гость в школах Комсомольска №18, №32, №45, №4, №42.

Тонкий пейзажист Фефилов конкретен в названиях картин, подчёркивая свою любовь к дальневосточной земле: «Поздняя осень на Верхней Экони», «Урга, апрель», «Лиман Амура», «Рыбачка из деревни Карги», «По дороге к Боктору», «Вечер у Северного городка», «Рассвет в горах Мяо-Чана», «Малая Хурба», «Тырский утёс», «Силинка вскрылась». Протокольные названия ничуть не умаляют, а наоборот подчёркивают самобытность, своеобразие и красоту природы родного края. Откуда такая убедительность у живописца?

И ответ рядом – от проникновенного постижения жизни, раздумий над прошлым и настоящим.

А недавно, после очередной встречи со школьниками, Павел Лукич сокрушался об отсутствии в учебной программе такого предмета, как краеведение. И ещё он искренне недоумевает, почему выброшены из школьной жизни «Поднятая целина» М. Шолохова, «Как закалялась сталь» Н. Островского и, что уже совершенно недопустимо сегодня, «Молодая гвардия» А. Фадеева.

Даря свои картины школьным музеям, он радуется, когда их развешивают в коридорах: «Там, где картины висят, меньше бестолкового шума, дети больше думают. Не знаю, правда ли, но хочется верить», – говорит Павел Лукич.

Спрашиваю: «Павел Лукич, а что для вас значит звание «краевед?» Ветеран отвечает неторопливо, взвешивая каждое слово: «Звание краевед не присваивается официально, не подтверждается важнейшими документами и печатями. Ранее это звание было запрещено. Краевед – это состояние души. Кто-то из историков хорошо сказал: «Краевед – это радетель истории, хранитель нашей памяти, помогающий многим встречам во времени». Для меня такие встречи – самая большая радость».

В этом нашем разговоре я посчитала уместным прочесть ветерану стихотворение Сергея Михалкова.

«Всё можно затереть, что создано веками;

Всё можно растоптать, расправами грозя.

Но только человеческую память

Забетонировать и истребить нельзя».

И это правда, как то, что выполняют краеведческую работу люди по зову сердца, бескорыстно, часто за свои кровные, пенсионные (как Лукич), безвозмездно, иногда указывая на первой странице обширного фолианта: «Создано на личные средства автора». Что тут скажешь? «Русская душа. Русский характер!»

Да. Краеведение – особая точка на линии жизни Павла Лукича Фефилова, едва ли не самая главная.

Судьбоносную «встречу во времени» с памятью своего земляка, героя-полярника Георгия Седова, он искал 70 лет. А первая весточка была необычной, но совершенно не случайной. Будучи во Владивостоке, молодой краевед Павел Фефилов услышал, что на какой-то Орловской горе, на окраине города есть полузаброшенный сарай, а в нём на полу – груда старых газет! Внутренний толчок был таким сильным и необоримым, что он быстро нашёл и эту гору, и этот сарай, и эту груду газет, с которых вытирал пыль, аккуратно разнимая залипшие страницы. И нашёл небольшую заметку о пребывании Седова в устье Амура. Нашёл, что хотел. Это были дорогие артефакты воспоминаний.

«Об этом человеке, – писалось в газете, – на Амуре знают  очень многие из бывших моряков, капитанов. Специалисты Амура помнят его по инструкциям, картам, которые издавались для использования в плавательной практике, а работал с ними Георгий Седов».

Павел Лукич встречался с потомками этих моряков и капитанов, по крупицам заполняя недостающие звенья в биографии Георгия Седова. Встречи Фефилова со старожилами нижнеамурских поселений пополнили неизвестными фактами его  будущую книгу, и в ней утверждалась огромная роль Седова в понимании статуса амурских поселений в судьбе России. Георгий Яковлевич Седов бесстрашно подвергал резкой критике бытовавшее тогда в верхах мнение о «бесперспективности» для России её дальневосточных окраин».

День за днём, шаг за шагом искал краевед всё новые и новые факты высочайшего служения долгу любимого им с детства героя.

Четыре года жил и служил в начале XX века Георгий Седов в крепости Николаевска. Казалось бы, должность картографа не предполагала заботы Седова  о людях. Но он был верен клятве русского офицера: беречь и сохранять богатства родной земли. Все эти факты краевед Павел Лукич Фефилов  внёс в свою книгу после тщательного исследования событий того времени. Вместе со специалистами Фефилов принимал участие в обследовании Амурского лимана, где работал Седов. В 2007 году на съезде «сведущих людей» в Хабаровске П.Л. Фефилов выступал с докладом «Оборона Амура в русско-японской войне 1904-1905 годов», где роль Г.Седова была особо подчёркнута.

Павел Лукич нашёл морскую карту в архивах Дальнего Востока с пометками самого Седова! Поднял более 100 литературных источников, в которых упоминалось его имя. Фефилов, всегда спокойный и рассудительный, вступал в жаркую полемику с очернителями заслуг Седова, защищая убедительными фактами честное имя русского героя: «Русская душа, русский характер». Мне кажется, что и сам Фефилов чем-то похож на своего кумира.

Сегодня  краеведу-комсомольчанину пишут отовсюду.

Хабаровское отделение Географического общества отмечает: «В вашей книге доказательно приведено большое количество сведений, которые кроме вас никто не знает. Ваша книга особенно ценна для людей, изучающих географические исследования, а также для молодёжи, которая плохо знает достижения мирового уровня».

Оценка Министерства обороны России: «Вы своим творчеством привлекаете общественность к славным именам Отечества».

Управление культурно-досуговой работы Главного военно-политического управления вооружённых сил России: «Ваша книга – бесценный пример настоящего служения Родине. Сердечное спасибо автору-комсомольчанину за проявленные настойчивость и терпение в поиске неизвестных ранее  фактов героической истории прошлого».

Рядом телеграмма от Российского государственного исторического архива Дальнего Востока: «Поздравляем с завершением многолетнего бескорыстного подвижнического труда. Комсомольск вправе гордиться работой своего земляка».

Выражают своё одобрение книги и незнакомые люди.  Поздравляют коллеги-краеведы, друзья-художники, ветераны судостроительного завода. В кратких приветствиях очень ёмкие слова: «Спасибо, Павел Лукич! Так держать!  Как говорил Александр Васильевич Суворов: «Мы русские, какой восторг!»

Елена ГУРИНА, член Союза журналистов России

Яндекс.Метрика