12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. С этим праздником связано имя Валерия РЮМИНА, почётного гражданина Комсомольска.
Космонавт из Комсомольска
Он был весомым человеком в прямом и переносном смысле слова. Весил 125 кг, правда, перед полётами всегда сбрасывал вес. Бортинженер космических кораблей «Союз», инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса; совершил четыре полёта в космос, из них последний – в возрасте 58 лет в качестве специалиста шаттла Discovery STS-91; дважды Герой Советского Союза; почётный гражданин Комсомольска-на-Амуре. И это всё о нашем земляке – Валерии Викторовиче РЮМИНЕ.
Он родился в Комсомольске-на-Амуре 16 августа 1939 года в семье авиастроителей, но незадолго до войны Рюмины переехали в Подмосковье. В 1966 году Валерий Викторович окончил факультет электроники счётно-решающей техники Московского лесотехнического института. В отряд космонавтов попал в 1973 году. Пройдут годы, прежде чем он вернётся в родной город — уже как герой освоения космоса.
В 1981 году Валерию Рюмину было присвоено звание «Почётный гражданин города Комсомольска-на-Амуре», а на проспекте Копылова был установлен бронзовый бюст знаменитого земляка. В свою очередь Валерий Викторович подарил городскому музею свой тренировочный скафандр. До Рюмина звания почётного гражданина в 1967 году был удостоен космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, который лично побывал в городе Юности.
История музейного экспоната
Первым советским скафандром для космонавтов стал СК-1, именно в него был облачён Юрий Гагарин. Эту разработку перестали использовать уже в 1964 году: СССР понимал, что расширение операций в космосе не будет ограничиваться только внутренними помещениями космического аппарата и что необходим принципиально новый тип скафандра – автономный, пригодный для выхода в открытый космос и выполняющий функции мини-корабля. Первым изделием такого типа стал «Беркут». Кстати, начиная с него все наши скафандры получали «птичьи» названия. Например, следующее поколение космического костюма назвали «Ястреб». Он использовался всего один раз на новом космическом корабле «Союз», совершившем свой первый полёт в 1967 году.
«Ястреб» не был пригоден для запуска и возвращения в атмосферу, а конструкция кораблей «Союз» тогда ещё не была рассчитана на размещение экипажа в скафандрах. В 1971 году это привело к трагедии: при возвращении на Землю кабина «Союза» разгерметизировалась, и все три космонавта, ни один из которых не был одет в скафандр, погибли. Стало ясно, что аварийно-спасательные костюмы нужны, и поэтому был срочно разработан «Сокол», изготовленный из высокопрочных синтетических тканей, металла и пластмасс. С 1973 года и по сей день космонавты всегда надевают «Сокол», если выходят в космос на кораблях «Союз».
В 1969-м, когда начались работы по первой орбитальной станции, был разработан скафандр «Орлан» – самый массивный и впечатляющий из всех существующих на сегодняшний день отечественных моделей. Он был впервые опробован для выхода в открытый космос в 1977 году и в различных версиях до сих пор используется на МКС. Основная задача этого костюма – защита космонавтов от микрометеоритов и радиации во время полёта в космос. «Орлан» – прочный и многослойный, но очень тяжёлый. Весит около 115 килограммов, а его задняя часть похожа на рюкзак и открывается, как дверца холодильника. Впрочем, такой костюм для прогулок и не предназначен, потому что за пределами космической станции космонавты парят в невесомости и работают обычно только руками.
Валерий Рюмин, будучи бортинженером космических кораблей «Союз» и орбитальной станции «Салют-6», облачался как в «Сокол», так и в «Орлан». Но в городском краеведческом музее хранится ни тот и ни другой, а именно тренировочный вариант скафандра, который использовался только на земле.
Ох, и цены!
Специализированная одежда, предназначенная для выхода в космос, является одной из самых дорогих вещей в мире. Американские разработки для участников программы исследования космоса от NASA стоят от 9 до 12 миллионов долларов. Для сравнения: за 10 миллионов долларов можно купить личный самолёт.
Это огромные цифры, но из-за чего они такие?
Шлем
Лицевой частью скафандра является шлем со специальным светофильтром, который надевается космонавтом, если тому необходимо защититься от лучей Солнца.
Основной иллюминатор и светофильтр делаются из специального ударопрочного материала, который не удастся разбить, даже если ударить по нему молотком. Материал просто погнётся, но не разлетится на осколки, как это могло бы произойти с обычным стеклом. Светофильтр, вдобавок к этому, покрывается слоем настоящего золота. Благодаря ему до космонавта поступает всего около 5% света. В условиях космоса, где нет никакой атмосферы, это защищает от ожогов на лице.
Комбинезон-радиатор
Между слоями синей ткани проведены сотни небольших трубок, через которые постоянно циркулирует вода.
Перед тем, как зайти в скафандр, специальные входная и выходная трубки подключаются к системе жизнеобеспечени, и после при помощи встроенного компьютера космонавт регулирует комфортную для него температуру воды. Это позволяет создавать внутри герметизированного костюма собственный микроклимат. С учётом довольно серьёзной термозащиты тепло никогда не покинет пределов скафандра.
Из чего их шьют?
Наружный слой выполнен из фенилона, благодаря которому человек внутри становится неуязвим для механических повреждений, огня, а также радиации. Следом идут целых 10 слоёв термоизоляционного материала, чтобы защищать космонавта от экстремальных температур (от –150 до +150 градусов по Цельсию).
Под термоизоляционным слоем находится радиоткань. Это специальный материал, который обеспечивает приём и передачу данных для связи с МКС. Им прошит весь скафандр, поэтому качество связи получается довольно надёжным. После радиоткани находится силовая оболочка — слой, поддерживающий форму отдельных мягких частей скафандра на случай, если тот начнёт раздуваться при изменении давления. И, наконец, герметичная оболочка — обеспечивающая полную закрытость скафандра.
Бортовой компьютер
Наш отечественный скафандр «Орлан МК» является самой первой моделью со встроенным компьютером в российской истории космонавтики. Устройство располагается рядом с блоком радиотелеметрической температуры. Компьютер сам совсем небольшой и максимум, что он позволяет делать, — это смотреть информацию о состоянии скафандра и показатели давления. Кроме дисплея, у компьютера имеются несколько тумблеров. С их помощью можно переключать работу некоторых блоков жизнеобеспечения в ручной или автоматический режим.
И в заключение. Полноценного аналога нынешним «Орланам» у наших конкурентов нет до сих пор. Американские астронавты признаются, что российский скафандр гораздо лучше и удобнее их собственных, имеющих при этом очень высокую стоимость.
Подготовил: Руслан БАШИРОВ. По материалам открытых источников.
Фото Руслана БАШИРОВА и из открытых источников