В воскресенье, 21 апреля, в кафе «Сиун» отметили нанайский праздник «Кэсивэ гэлэури» — «Просьба счастья».
Ангел должен быть сытым
В нанайской культуре божеств не принято обращаться к Богу напрямую, для этого существуют специальные наместники — группа сэвэнов Дуэнте или Дуэнтэни. Соответственно, праздник начался с обряда кормления сэвэна. Ангелу-хранителю преподнесли стопку водки, чашку риса и мелко нарезанный лосось. Обряд кормления сэвэна проводила Нина Васильевна Абрамова, руководитель нанайского фольклорного ансамбля «Орхода» и её помощницы.
— Просим счастья, — обращались к сэвэну женщины. – Помоги, как сможешь, чтобы домашние не болели, жили хорошо, чтобы болезни обходили нас стороной, чтобы еды было вдоволь.
На церемонию «Кэсивэ гэлэури» собралось столько народу, что помещение не могло вместить всех желающих, люди стояли на входе в кафе.
— Наш праздник посвящён духу-покровителю этого места – Дуэнте «Хозяин тайги», — рассказала Виктория Пассар, организатор мероприятия. — Вообще, хозяином тайги у нас называли двух зверей: медведя и тигра. Но чаще всего нанайцы обращались к медведю, потому что медведь — это наместник Бога на земле. Через медведя передавались просьбы Дуэнте.
Обряд «Кэсивэ гэлэури» был проведён для всех, кто живёт на этой земле, чтобы сытый и довольный ангел-хранитель радовался, ведь если он счастлив, значит, и у всех нас будут радость и веселье.
Кстати, в июне прошлого года в этом же кафе «Сиун» (в переводе с нанайского языка — «Солнце») был проведён первый обряд-инициация ангела-хранителя, после которого сэвэн отправился жить на чердак здания, потому что хранить его в помещении запрещено, иначе он ночами, как положено настоящему духу, будет гулять и от нечего делать выдумывать разные шалости, не всегда хорошие для хозяев, к примеру, может ломать бытовую технику или пугать домочадцев. А так, проживая на чердаке, ангел-хранитель помогает этому месту процветать, объединяя всех в счастье и радости.
На празднике гостей радовали творческие коллективы, участники фольклорных ансамблей «Орхода» («Женьшень») из Комсомольска, «Кеси Нечиэни» («Птица счастья») из Амурска и детский ансамбль «Тоёкто» («Мотылёк) из села Бельго. В их исполнении были исполнены традиционные нанайские песни и танцы на традиционные для коренных народов Приамурья темы ловли рыбы, охоты на лесную дичь, поклонения тотемных божеств. А к песне «Легенда о Мэргэне» заранее всем желающим гостям раздали таблички с текстом, и зал подхватил:
— Жил Мэргэн на реке, как на крыльях летал,
Страхам всем вопреки громкой славы искал.
Говорили ему: «К камню ты поднимись,
Чтоб удачливым быть, перед ним преклонись!»
Особенно радовало, что, кроме взрослых исполнителей, национальную культуру коренных народностей Приамурья активно поддерживают дети, потрясающие выступления которых вызвали восторг зрителей. Особенно впечатляющим стал танец Огня. В мифологии нанайского народа Огонь и Вода – взаимосвязанные стихии и вместе с Солнцем очень важны в жизни человека. Здесь не поспоришь, действительно, без солнца, воды и огня на земле не было бы жизни.
Тала животворящая
Конечно, какой нанайский праздник без традиционных угощений. На этот раз всех угощали талой.
— Секретов особых в приготовлении нет, — поделилась своими кулинарными способностями комсомольчанка Карина, которая готовила талу. – Рыба одного вида, соль, перец. Сегодня готовим из сазана. Рыба должна быть предварительно промороженной. Насчёт уксуса, это дело личных предпочтений. Лично я ем талу без уксуса, вкус рыбы теряется, когда уксус добавляешь. Раньше так и ели, какой уксус? И, по мне, так строганина лучше талы.
И всё-таки один секрет в приготовлении аутентичной нанайской талы Карина открыла.
— В талу можно добавить мелконарезанную черемшу, — сказала она. – И жареный карась с черемшой очень вкусный, попробуйте.
Стоит добавить, что желающие попробовать настоящую нанайскую талу могут прийти во Дворец культуры «Алмаз», в нанайский культурный центр, в котором на Новый год всегда делают талу.
А наш праздник «Кэсивэ гэлэури» закончился мастер-классом для детей по изготовлению ожерелий из рыбьих косточек.
Евгений СИДОРОВ. Фото автора и Сергея СОЛОМОНОВА