На хлеб поэтам

6 января культурное сообщество мира отметило день «Позовите поэта на обед»

Действительно ли поэты голодают? Творчество и голод всегда шли рука об руку. «Голодный художник», «голодный поэт», как и «голодный студент», — такие же известные всем нам реальности бытия, как жизнь несчастного художника, который «домик имел и холсты», а более ничего.

Стихи на голодный желудок

«Бутылка красного вина, сборник стихов и ломтик хлеба – ничего большего я не желаю», — говорил Омар Хайям. Думается, что он поскромничал и явно не отказался бы от хороших бараньих котлет.

Если кто-то считает, что пребывающие в безживотии поэты и писатели — это, как правило, никому неизвестные графоманствующие личности, то сильно ошибаются. Эдгар По, Франц Кафка, Оскар Уайльд, Гомер — самый знаменитый поэт и нищий Древней Греции. Слепой, он пел свои песни и читал стихи на улицах. В крайней нищете умер великий Мигель Сервантес.

До того, как стать лауреатом Нобелевской премии, Джон Стейнбек, голодая, воровал бекон у мясника.

Габриель Гарсиа Маркес собирал бутылки и старые газеты, за которые ему давали мелкие деньги. Порой он брал у мясника старые кости, из которых варил похлёбку.

«Это было в те дни, когда я бродил голодный по Христиании, этому удивительному городу, который навсегда накладывает на человека свою печать…» — вспоминая свою молодость, писал ещё один нобелевский лауреат по литературе Кнут Гамсун в романе «Голод».

Нищенствовали Осип Мандельштам и Андрей Платонов и наш современник поэт Борис Рыжий, которого безденежье и невостребованность довели до петли.

Историк, писатель, крупнейший знаток русской кулинарии, Вильям Похлёбкин вел аскетический образ жизни, при советской власти жил на 40 копеек в день, питался только чаем и чёрным хлебом. Экспериментальным путём он выяснил, что на чае и «Бородинском» хлебе можно жить и даже работать.

В наше время радикально решил проблему питания поэт Сергиуш Манжиевский. Он ходит по дорогим ресторанам, вкусно ест, а расплачивается стихами. Естественно, владельцы заведений не в восторге от подобной оплаты услуг и в одном из московских ресторанов на Арбате у поэта украли пальто. По словам Манжиевского, сотрудники заведения сделали это в счёт оплаты услуг.

Чтобы писать, нужно работать

Голодают ли комсомольские поэты? Можно ли в наше время в провинциальном городе зарабатывать стихами? Эти вопросы мы задали известному в городе поэту, музыканту, исполнителю авторской песни Евгению ПАНЬКОВУ. Кстати, в прошлом году он записал свой новый альбом «Неизвестные песни», с чем мы его и поздравляем.

— Наши поэты точно не голодают. Второй вопрос он и хороший, и сложный, сразу и не ответишь. Думаю, что поэт в провинциальном городе одними стихами не прокормится. Сейчас поэт, если он не обладает навыками менеджмента продвижения, вряд ли сможет стать популярным. Но все стихотворцы работают, пишут в свободное от основной работы время, и опубликованные в газетах, журналах стихи вполне можно рассматривать как способ подработки.

Между прочим, во Владивостоке существует старейший и легендарный ночной клуб «Забриски Пойнт» (Zabriskie Point), там, кроме выступлений музыкальных групп, перед публикой читают стихи поэты, как местные, так и заезжие. И получают за это деньги.

— В Комсомольске подобного точно нет. В наших увеселительных заведениях людям надо хлеба и зрелищ, публика хочет платить за яркие шоу, а поэтические чтения в разряд популярных зрелищ не входят, к сожалению. Хотя в городе есть поэтическая группа «Бумажные губы», где читают стихи в сопровождении музыки, и получается нечто вроде театрализованного музыкального выступления.

Евгений Паньков отметил, что культурная жизнь города во многом зависит от руководителей городских заведений культуры, руководителей соответствующих подразделений администрации города. И вроде бы мероприятия проводятся, и творческие коллективы выступают, и награды выдают, но во всех событиях культурной жизни Комсомольска чувствуется некая формальность. А уж голодных поэтов на обед даже ради галочки в отчёте вряд ли кто пригласит.

Но даже если поэт и не зарабатывает стихами, это ещё не означает, что нужно оставить стихосложение более успешным в продвижении продукта коллегам, считает Евгений.

— Поэзия – это способ отражения души человека в вечности, — утверждает он. — Во-вторых, сочинительство стихов элементарно помогает поддерживать умственные способности в тонусе. Ведь что значит писать стихи? Надо искать рифму. И когда читаешь стихотворение с правильно подобранной рифмой – это как песня души.

Тем не менее день «Позовите поэта на обед» придуман очень даже кстати. В России этот праздник пока официально не принят, но, как знать, возможно, он придётся ко двору в будущем? И наши литераторы тогда смогут рассчитывать на комплексный обед из трёх блюд и даже компот. Ведь это праздник, который придётся по душе и поэту, и вообще творческому человеку. Более того, сегодня многие посетители ресторанов не прочь откушать блюд под чтение стихов. Действительно, что может быть лучше употребления лучшего в городе дефлопе с крутонами в сопровождении утонченной поэзии, которая и душу успокоит, и стресс снимет, и хотя бы на время отвлечёт от забот насущных.

Евгений Паньков

Пригласили вы поэта

На торжественный обед,

У поэта денег нету,

И подарка тоже нет.

Он живёт, как божья птичка,

Где покрошат — поклюет,

Но стихи прочтёт вам лично,

Даже может быть споёт.

Олег Прусаков

Поэтический клуб «Зеленая ветка». Фото 2018 года с сайта komcity.ru

В Комсомольске наиболее известными сообществами литераторов являются поэтический клуб «Зелёная ветка» городской писательской организации им. Г.Н.Хлебникова. Из этого литературного объединения вышли такие известные писатели и поэты, как Василий Ажаев, Рустам Агишев, Алина Волнами, Юрий Белинский, Константин Выборов, Александр Грачёв, Александр Демченко, Борис Дрозд, Николай Задорнов, Владимир Коренев, Николай Колодин, Николай Кабушкин, Геннадий Козлов, Александр Лозиков, Евгений Паньков, Павел Фефилов, Геннадий Хлебников. Кроме того, в Комсомольске существует писательский клуб ветеранов, поэтический клуб во Дворце авиастроителей.

Не словом единым

Сегодня поэты и писатели нередко занимаются для заработка журналистикой, книгоизданием, работают в шоу-бизнесе и сфере образования. И даже великим писателям, имена которых знакомы нам из учебников литературы, приходилось искать дополнительные источники дохода.

Александр Блок

В период с 1917 по 1920 год Блок входил в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства в качестве редактора стенографических отчётов; был членом Театрально-литературной комиссии, сотрудничал с Театральным отделом Наркомпроса; входил в редколлегию издательства «Всемирная литература»; был председателем Петроградского Союза поэтов.

Николай Гумилёв

Был редактором, переводчиком, читал лекции. Ольга Делла-Вос-Кардовская вспоминала о встрече её мужа с Гумилевым в 1920 году, когда на вопрос «как поживаете» поэт ответил: «Да что же говорить! Мне вот за строчку перевода платят столько-то, а масло теперь стоит столько-то. Между прочим, в день я перевожу их не больше семи. Вот и судите теперь, как я живу».

Анна Ахматова

Ахматова год после революции работала в библиотеке Агрономического института. В годы вынужденного безмолвия занималась изучением жизни и творчества Александра Пушкина, в результате чего появились выдающиеся исследования в области пушкинистики.

Владимир Маяковский

В 1911 году Маяковский впервые начал выступать со стихами и докладами, ездить по стране. Корней Чуковский вспоминал: «Мало кому известно, что Маяковский в те годы чрезвычайно нуждался. В его комнате единственной, так сказать, мебелью был гвоздь, на котором висела его жёлтая кофта. Обедал он едва ли ежедневно».

С 1912 года выходят сборники Маяковского, он сотрудничает с журналами и газетами, пишет пьесы, очерки, киносценарии, выступает режиссёром и актёром, работает как художник и поэт в «РОСТА», занимается агитками и рекламой. По данным шведского литературоведа Бенгта Янгфельдта, Маяковский зарабатывал почти в 13 раз больше, чем простой рабочий.

Марина Цветаева

Марину Цветаеву в 1918 году устроили на службу в Народный Комиссариат по делам национальностей, где она составляла архив газетных вырезок. В революционной России семья жила впроголодь, но и в эмиграции пришлось не легче. Кроме писательской стипендии, был ещё небольшой заработок от публикации стихов и от выступлений.

Борис Пастернак

Пастернак в 1916 году работал на заводе помощником по деловой переписке. После – лихорадочно искал источник постоянного заработка. С 1923 года, живя в полунищете, он занимался переводами неизвестных немецких поэтов, составлял библиографию зарубежных откликов на смерть Ленина, писал детские стихи, прозу, переводил. Платили ничтожно мало.

Последние годы поэта были омрачены травлей и нуждой. От Нобелевской премии ему пришлось отказаться. К тому времени доходы от публикации текстов Пастернака за границей составляли более миллиона долларов, о чём он не знал.

Осип Мандельштам

Мандельштам после 1917 года работал в Наркомпросе заведующим сектором эстетического развития отдела реформы школы, сотрудничал с газетами, занимался изнурительными переводами, в «Московском комсомольце» на протяжении трёх лет был литературным консультантом.

Когда поэт получил квартиру в Москве, то жил там недолго, ибо за неё нужно было платить. Приходилось гостить у друзей.

Яндекс.Метрика